День Бориса и Глеба: история первых русских святых и народные традиции 6 августа
В народной традиции этот день связан с особыми приметами, запретами и поверьями, которые сохранились до наших дней.
6 августа православные верующие отмечают День памяти святых Бориса и Глеба — первых русских святых, канонизированных Русской православной церковью. Этот праздник имеет глубокие исторические корни и богатые народные традиции, связанные с почитанием князей-страстотерпцев, принявших мученическую смерть во имя христианских идеалов.
Братья Борис и Глеб, сыновья князя Владимира Крестителя, стали символами жертвенности, смирения и непротивления злу. После смерти отца в 1015 году их старший брат Святополк, прозванный Окаянным, решил устранить потенциальных соперников в борьбе за власть. Несмотря на возможность сопротивляться, Борис и Глеб предпочли принять смерть, не подняв меча на брата. Их подвиг стал примером истинной христианской веры и любви, а сами они были причислены к лику святых как страстотерпцы.
В народной традиции этот день получил название Бориса и Глеба Летних. Крестьяне верили, что 6 августа особенно высок риск пожаров и гроз, поэтому старались избегать работы с огнем. В поле не выходили, чтобы не навлечь беду. Вместо этого люди шли в церковь, молились святым братьям, просили у них защиты от злых помыслов, обид и раздоров.
Особое внимание уделялось природным приметам. Считалось, что погода в этот день предсказывает, какой будет зима. Если 6 августа стояла ясная погода, ждали мягкой зимы, а если шел дождь — готовились к обильным снегопадам. Наблюдали и за поведением животных: беспокойство мух сулило сухие дни, а если цыплята жались к курице — это предвещало затяжные дожди.
В этот день запрещалось заниматься тяжелой работой, особенно уборкой хлеба, чтобы не навлечь неурожай. Также избегали денежных сделок и долгов, веря, что это может привести к бедности. Люди старались не ссориться, не повышать голос и даже не смеяться слишком громко, чтобы не отпугнуть удачу.
Несмотря на строгие запреты, праздник не был лишен радости. После церковной службы собирали лесные ягоды — черемуху, малину, ежевику, которые к этому времени поспевали. Из них варили варенье, делали наливки и компоты, веря, что собранные в этот день плоды обладают особой целебной силой.
Фото из архива редакции
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Читайте новости Татарстана в национальном мессенджере MАХ: https://max.ru/tatmedia
Нет комментариев