Один на один с проблемой
Пчеловоды Заинского района, у которых летом этого года произошла массовая гибель пчел, не сдаются и продолжают отстаивать свою правоту. Что им удалось сделать на данный момент, – об этом, придя к нам, рассказали пасечники из деревни Утяшкино Алексей Андреев и из села Поповка Татьяна Минеева.
В последнем материале «Названа причина массовой гибели пчел» были указаны результаты лабораторных исследований, проведенных Федеральным центром токсикологической, радиационной и биологической безопасности. Судя по исследованиям, в организме мертвых пчел и на полях с цветущими сельскохозяйственными культурами, находящимися вблизи пасек, обнаружены одни и те же вещества. Они относятся к первому классу опасности, то есть являются высокоопасными для пчел.
– Мы, заинские пчеловоды, понесли значительные убытки. У нас серьезно сократилось количество пчелосемей. У Татьяны погибла половина семей из 26, а у меня – больше половины из 37, – рассказал Алексей Андреев. – С результатами исследований обратились в полицию, которая отправила нас в прокуратуру, а прокуратура перенаправила в следственный отдел.
Итог пары месяцев скитаний по различным инстанциям – отказ в возбуждении уголовного дела. Как следует из постановления Заинского межрайонного следственного отдела, отказ обратившимся сельчанам связан с тем, что отсутствует состав преступления, предусмотренного статьей 249 частью 2 Уголовного кодекса Российской Федерации «Нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений».
В постановлении указано: «Необходимо отметить, что обязательными признаками преступления по статье 249 являются тяжкие последствия, которые могут выражаться в существенном изменении радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовой гибели животных». Далее идут уточнения, что «под существенным следует считать: изменение радиоактивного фона в величинах, представляющих опасность для здоровья и жизни человека, то есть причинение хотя бы одному лицу тяжкого или средней тяжести вреда здоровью».
Также уточняется и то, что относится к «иным тяжким последствиям: причинение по неосторожности смерти хотя бы одному человеку, крупного материального ущерба, связанного с прекращением деятельности предприятий, учреждений, организаций; распространение эпидемий, эпизоотий и эпифитотий; вынужденное массовое переселение людей; значительные затраты на восстановление окружающей среды и устранение последствий чрезвычайных ситуаций; гибель лесных насаждений и иной растительности на значительных площадях; деградацию земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и правомерному использованию».
– Отсюда следует, что анализ собранных в ходе проверки материалов показал, что тяжких последствий в результате действий тех, кто занимался обработкой полей, не наступило, – прописано в постановлении следственного отдела.
Все формальности решены: полиция, прокуратура, следственный отдел выполнили свою работу и дали ответ в рамках закона. Вот только проблема так и осталась нерешенной. Пчелы и пасечники, как и прежде, остаются не защищенными. По словам Алексея и Татьяны, моры пчел повторяются уже не первый раз. Они связывают это с тем, что в 2011 году пчеловодов, не только Татарстана, но и в целом России, лишили единственной защиты.
Данного факта не отрицает и представитель пресс-службы Россельхознадзора России Юлия Милано: «Действительно, девять лет назад с нашей организации были сняты и никому не переданы полномочия по надзору за тем, чем именно обрабатываются поля».
Поэтому пострадавшие пасечники республики решили объединиться и общими усилиями добиться того, чтобы полномочия по надзору либо были возвращены Россельхознадзору России, либо необходимо создать новую структуру. Для этого они, во-первых, создали региональную общественную организацию пчеловодов Татарстана. Алексей Андреев и Татьяна Минеева также вошли в состав этой организации (Алексей, к слову, является сопредседателем).
– Нашей региональной общественной организацией проводятся заседания пчеловодов по различным районам республики. Также планируется, что актив примет участие в круглом столе, который состоится в Госсовете Татарстана, – отметил пчеловод Алексей Андреев. – В итоге мы хотим добиться того, чтобы впредь не повторялось подобной массовой гибели пчел. Мы хотим быть защищенными законом и соответствующей службой.
На заметку: Если у вас, уважаемые сельчане Заинского района, есть проблемы, о которых вы хотели бы рассказать, и чтобы о них написали в газете, то обращайтесь по телефону горячей линии: 7-15-12 или приходите в редакцию по адресу: улица Ялчыгола, д. 9. Возможно, совместными усилиями сложная ситуация решится быстрее. Горячая линия для жителей сел и деревень открыта в рамках проекта «Сельский маршрут». |
Фото из архива редакции
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев