Как воспитать настоящих чемпионов, рассказал известный заинский тренер
Вот уже на протяжении 19 лет Сирен Салахов тренирует борцов Заинского района. Сейчас у тренера-преподавателя две группы воспитанников, но за свою карьеру он воспитал свыше сотни спортсменов. Самым талантливым учеником можно считать его сына Радика Салахова - трижды чемпиона Татарстана и дважды России по борьбе курэш. О том, как воспитать...
Вот уже на протяжении 19 лет Сирен Салахов тренирует борцов Заинского района. Сейчас у тренера-преподавателя две группы воспитанников, но за свою карьеру он воспитал свыше сотни спортсменов. Самым талантливым учеником можно считать его сына Радика Салахова - трижды чемпиона Татарстана и дважды России по борьбе курэш. О том, как воспитать настоящих чемпионов, зачем тренер заставлял своих сыновей бегать перед машиной, и зачем бросать на ковер соперников своих учеников - в материале «Нового Зая».
- В каком возрасте нужно начинать заниматься борьбой, чтобы добиться высоких результатов?
- Мы начинаем принимать детей на занятия со второго класса. До этого времени они занимаются просто гимнастикой - отрабатывают кувырки и другие упражнения. В 10 лет они начинают пробовать бороться с партнером - до этого вместо соперника бросают манекен. Также начинаем во-зить их на соревнования - по возрасту, по весу.
- Есть какая-то своя авторская методика обучения?
- Да. У всех тренеров разные хитрости, все оттачивают свои броски, показывают свои приемы. Например, мы ставим бросок с зашагиванием. Это у наших борцов коронный бросок.
- Как это делаете?
- Отрабатываем на тренировках.
- А сколько приемов должен знать хороший борец?
- Много, но 5-6 приемов обязательно нужно знать, чтобы выиграть. У некоторых есть свои коронные приемы: они выжидают, готовят этот бросок к соревнованиям, а потом делают. Конечно, не все борцы используют одинаковый бросок. Но в нашей школе - это бросок с зашагиванием - работа на опережение.
- В целом у татарстанской школы есть свои преимущества? Фишки, которые есть только у татарстанских борцов?
- Есть. На российском уровне в основном борются те, кто занимается греко-римской борьбой. Они делают только прогиб, а мы - и прогиб, и броски с зашагиванием. Вот недавно прошел чемпионат России в Тольятти, на котором татарстанские борцы заняли командное первое место.
- А чем заинская школа отличается от татарстанской?
- Подготовкой. Спортсмены держат определенную диету. Молодых борцов, которые учатся в школе, никогда не заставляю гонять вес. Ну один килограмм можно сбросить - так ведь это на тренировке и так уходит! Считаю, что растущему организму не надо вес гонять. А взрослым ребятам, у которых вес побольше, говорю, чтобы мучное не ели.
- И все?
- Да! Супы можно есть, мясо нежирное, а мучное нужно исключить. Макароны, хлеб, пряники, печенье, конфеты - все исключаем из рациона.
- Что еще кроме тренировок включает подготовка борцов?
- Утром - пробежка, встали - зарядку делаем.
- Сирен, не секрет, что один из Ваших самых талантливых учеников - Ваш сын. Сейчас следите за его подготовкой?
- Сын живет в Заинске, я - в деревне: это не просто, но контролирую. Раньше Радика и младшего сына сажал в машину, выезжал на дорогу, оставлял их на остановке и заставлял 4 километра бежать, а сам за ними на машине ехал. И так каждый день.
- Кроме физподготовки что нужно для успешного выступления?
- Если человек хочет выиграть, у него должно быть все - и выносливость, и стремление. Все борцы, как мне кажется, в первую очередь, должны стремиться к тому, чтобы какое-то место занять, себя и тренера показать.
- На тренировки, наверняка, ходят разные ребята. Вы как тренер сразу видите у кого из них есть потенциал, а у кого - нет. Как с такими учениками работаете?
- Потихоньку учим. Это ведь не только борьба. Некоторые физподготовкой занимаются - на перекладине, отжимания, кувырки, гимнастика. Для себя. По-моему, молодые ребята должны быть в форме. Это же красиво!
- Зачем заниматься борьбой, если результатов нет? Наверняка, в таких ситуациях руки опускаются и у родителей, и у детей.
- Ко мне на тренировки довольно долго (лет пять) ходил сын моего друга. Мы с его отцом точно знали, что результатов не будет, что борец из этого мальчишки не получится. Но отец заставлял сына ходить: «Пока Сирен абый тренирует, будешь ходить». До 10 класса ходил ко мне на занятия… Для себя это нужно, понимаете! Быть сильным, красивым. Он никаких результатов так и не показал: ездил на соревнования, проигрывал, но все равно ходил. Недавно он мне с армии звонил. Благодарил.
- Связь тренера с воспитанником - какая она?
- Как у отца с сыном, как с близким родственником. К своим воспитанникам у меня отношение такое же, как и к своим детям. С их родителями постоянно общаемся, они посещают тренировки.
- Расскажите о самых сложных моментах в воспитании и тренировочном процессе.
- В тренировочном процессе сложностей не испытываю - 19 лет уже работаю. Сложно, когда твой ученик должен занять место, а он проигрывает. Жалко до слез.
- А к поражениям готовите юношей?
- Готовимся психологически тоже. Сидим, разговариваем, анализируем, что остальные тоже готовятся - им точно так же объясняют, что они должны выиграть. Говорю: «Если на этот раз проиграешь, то в следующий раз выиграешь». У всех ведь характер разный. Кому-то жестко надо сказать, кого-то по голове надо погладить.
- Истории побед Ваших воспитанников знают все. Расскажите о поражениях.
- Помню одну историю, когда мы в Пестречинский район ездили - Радик тогда IV место занял. Соревнования рядом с лесом проводились - там, где у них Сабантуй проходит. Вот по этому лесу мы с ним вдвоем шли и плакали… Радик тогда маленький был еще. Это были его первые соревнования.
- Как считаете, это помогло ему в будущем?
- По своему опыту могу сказать, что если после того, как ученик проиграл - он плачет, значит, от него ты что-то получишь, а если он проиграл и выходит, улыбаясь, - это уже бесполезно.
- Как победы учеников воспринимаете?
- Когда побеждают, такие эмоции испытываешь, будто сам победил, а если проигрывают - обидно, конечно, ведь столько работаешь, надеешься...
- Как реагируете во время турниров, когда видите, что воспитанник начал выполнять какой-то прием?
- С краю где-нибудь стою и с ним вместе бросок делаю. Обычно на маты захожу - забываюсь. Когда со стороны смотрю, как мои ученики борются, тоже с ними вместе борюсь против их соперников.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев