Бирск — Заинск — Мамадыш: коммерческий тракт обеспечивал работой заинцев в течении 200 лет
Гужевой транспорт проиграл в грузоперевозках пароходам
Автодорога Набережные Челны — Заинск — Альметьевск — одна из самых загруженных трасс в республике. Автодорога хотя и республиканского значения, но по интенсивности транспортного потока не уступает федеральным дорогам. В сутки через Заинск проезжает примерно 30 тысяч единиц транспорта, в том числе многотоннажных фур, самосвалов с инертными материалами, пассажирских автобусов, личного транспорта.
История повторяется: если проводить параллели, то такая же оживленность наблюдалась на Бирско-Мамадышском (320 км) и Бугульминско-Бетькинском (160 км) коммерческих трактах, которые проходили через Заинск во второй половине XVIII века. Стоит особо отметить, что в экономическом развитии Заинска и близлежащих населенных пунктов в те далекие времена эти коммерческие тракты сыграли основную роль. Они пересекались возле села Старый Токмак, где была крупная перевалочная база (логистический склад по- современному). Отсюда товаропоток шел в четырех направлениях: на север — в Бетьки — Елабугу, на юг — Бугульма — Оренбург, на восток — Бирск — Уфу, на запад — Мамадыш — Казань. Меха, кожа, войлок, металл, ткани, бумага и прочие товары — все это перевозилось на гужевом транспорте. На строительство и ежегодный ремонт дороги после паводков (мощение гатью) привлекалось местное население. Торговые пути в местах сильных снежных заносов были даже обсажены деревьями. Оживленные во все времена эти коммерческие тракты обеспечивали работой всех: это и частный извоз, и охрана грузов, и ремонт телег и саней, и постоялые дворы, аренда лошадей, фельдъегерская и почтовая службы. В селах, где проходили тракты, были развиты кустарные промыслы, пользовались спросом гнутые колеса, конская упряжь, березовый деготь для смазки и т. д. Особенно оживленным тракт был в зимнее время, по которому двигались санные обозы с грузами, отдельные повозки, крытые кибитки и пешеходы.
Близость к торговым путям позволила заинским производителям подстроиться к «выпуску» востребованных товаров. Быстрое развитие получили бондарное, рогожное и шорное производство, выпечка калачей.
Заинские бондари изготавливали дубовые, осиновые, липовые бочки для посола и хранения огурцов, квашеной капусты, грибов, рыбы, а также крупную деревянную тару, кадки и другие деревянные емкости. Заинские бочки охотно покупали камские купцы. В них солили чехонь и другую промысловую речную рыбу. Бондари в то время были уважаемыми людьми наравне с кузнецами. Конечно же с данным производством вместе развивалась лесозаготовка и деревоподготовка (древесину для изготовления бочек естественным образом высушивали в течении 3-х лет). Бондарное производство просуществовало вплоть до XX века. После революции было преобразовано в Бондарный цех промартели «Красный Зай».
Другой очень востребованной продукцией стала рогожа — грубая упаковочная плетёная ткань из мочала. Первоначально производилась из волокон рогозы (камыша), отсюда и название, а затем из луба старых лип (мочала). Из такой ткани изготавливались кули — рогожные мешки, которые были необходимы для перевозки зерна, круп. Так как в наших краях стремительно развивалось хлеборобство, рогожные мешки для перевозки зерна стали «ходовым» товаром. Как и попоны, говоря современным языком, «чехлы для лошадей», которым укрывали оных в непогоду, а также перевозимый груз.
С учетом того, что перевозка грузов гужевым транспортом производилась на значительные расстояния (плечо перевозки до перевалочного пункта около 50-70 километров), требовался и ремонт колес, телег и сбруи. Шорные изделия, а конкретно конская упряжь, стала очень востребованным товаром на коммерческих трактах. Следовательно, заинские шорники быстро наладили выпуск качественной упряжи. А это в свою очередь, дало развитие выработки шорно-седельной кожи из шкур крупного рогатого скота, свиней и лошадей.
Кормить путников и извозчиков было тоже выгодным занятием: выпечка хлеба и калачей для харчевней при постоялых дворах на перевалочных пунктах торговых путей обеспечивало стабильный доход. А это в свою очередь развивало мукомольное и хлебопекарное производство. Только в Заинске была одна ветряная и две водяные мельницы.
Частным извозом и перевозкой грузов в то время в Заинске занимался практически каждый второй. Наниматься к купцам со своим гужевым транспортом (лошадь с повозкой) было делом прибыльным, платили хорошие деньги. Многие лошадные крестьяне после осенних полевых работ искали себе такую сезонную подработку. Проводя исторические аналогии, хочется отметить, что и теперь заинские частные грузоперевозчики вносят большой вклад в перевозку грузов страны. В районе насчитывается около 800 водителей — дальнобойщиков.
Бирско — Мамадышский коммерческий тракт просуществовал около 200 лет. В 1870 году компанией купцов Попова, Полетаева и Исаева было основано «Бельское пароходство». В конце XX — начале ХХI веков по рекам Белой и Каме установилось устойчивое грузовое и пассажирское сообщение между Уфой и Казанью и Нижним Новогородом. С ростом интенсивности движения пароходов и увеличением их грузоподъемности соответственно приходил в упадок и Бирско-Мамадышский коммерческий тракт.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев