Краевед Раиса Мартынова ведет поиск забытых героев Первой мировой войны, среди которых есть заинцы
На Руси считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена: сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Знали это не все, однако люди, обладающие внутренней культурой, были обязаны знать. До восьмого колена изучила свою родословную наша землячка, краевед, меценат Раиса Мартынова из Набережных Челнов....
На Руси считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена: сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Знали это не все, однако люди, обладающие внутренней культурой, были обязаны знать. До восьмого колена изучила свою родословную наша землячка, краевед, меценат Раиса Мартынова из Набережных Челнов. Благодаря этому она узнала, что происходит из знатного рода князей Юсуповых, изучила исторические события, соприкасающиеся с каждым поколением, более того, вплотную занялась историко-архивной работой.
Фотография из сундука
Вся большая поисково-краеведческая работа Раисы Мартыновой началась со старинной фотографии, бережно хранимой бабушкой Шамсезихан Асылгареевой в сундуке. Это был портрет ее брата Шайдуллы, подполковника Русской армии, полного Кавалера Георгиевских крестов. Бабушка девочке рассказывала, что их племя идет из старинного рода Юсуповых. «Внучка, хочешь узнать о нашем роде больше, ищи около царя», - поговаривала она.
От нее Раиса Ахтямовна узнала о том, что отец Шайдуллы - Асылгарей был первым сыном князя Николая Борисовича Юсупова. Но поскольку его брак с графиней Татьяной Александровной Рибопьер поначалу не был признан Николаем I и Синодом, то Асылгарея, как незаконнорожденного сына, отправили жить в тюркско-ногайский мир своих предков - в село Иляксазово Мензелинского уезда (сегодня Сармановский район). Так прямой наследник Юсуповых Борис стал Асылгареем. Достоверно известно, что Асылгарей знал о своем знатном происхождении, невидимая рука из Петербурга управляла его судьбой. В положенное время за мальчиком приехали и отвезли учиться, вернулся он уже зрелым и хорошо образованным юношей, получив от генерал-губернатора Уфы место земского участкового начальника - это административно-судебная должность того времени и занимали ее исключительно потомственные дворяне.
Здесь Асылгарей женился, в первом браке он имел четверых детей, во втором - еще двоих. Чтобы прокормить большую семью, он держал несколько лавок. В феврале 1900 года, отправившись в Казань за товаром, Асылгарей был убит - его нашли в проруби недалеко от Суровки.
Сыну Асылгарея Шайдулле было 10 лет, когда отца не стало. О нем тоже тайно позаботились родственники, отправив в Петербург в привилегированный кадетский корпус. На военную службу поступил в 1912 году, служил в личной охране императора Николая II и его семьи. Участник Первой мировой войны. По рассказам бабушки Шамсезихан Асылгареевны, в январе 1917 года повелением Николая II полному Георгиевскому кавалеру Шайдулле Асылгарееву вернули княжеский титул и фамилию Юсупов. Но вскоре империя рухнула. В следующем 1918 году части Белой армии отступали по старой мензелинской дороге. Командир одной из частей подполковник Шайдулла Асылгареев заехал по пути в родное Иляксазово проведать родных. Ночью его вызвали в штаб, по дороге он был предательски убит выстрелом в затылок.
- Я узнала также, что Шайдулла Асылгареев, когда служил, женился по согласию Николая II на единственной дочери очень крупного землевладельца России, - рассказала Раиса Ахтямовна. - Женился он по мусульманскому обычаю, после никаха молодую жену стали называть Фатима, ее настоящее имя неизвестно. Говорят, они на красивой карете не раз приезжали в родную деревню. У них был один или два ребенка. Супруги жили в Ярославле и Санкт-Петербурге. В 1946 году бабушке за рождение семерых детей вручили Орден материнской славы и 5 проездных билетов в любую точку России. В поисках Шайдуллы она два раза ездила в Ярославль, но так его и не нашла. Оставшиеся три билета до сих пор хранятся у меня.
Похоронили офицера в родном селе. Многие годы о его могиле ничего не было известно, пока поисками не занялась Раиса Ахтямовна. При поддержке сотрудников краеведческого музея и имам-мухтасиба был найден надгробный камень с именем Шайдуллы. Через годы судьба свела нашу героиню с графиней Ксенией Николаевной Шереметьевой-Юсуповой, последней из знаменитого и богатейшего рода Юсуповых, живущей сейчас в Париже. Это ее родной дедушка - князь Феликс Феликсович Юсупов.
Забытая война, забытые герои
История с фотографией, на которой был изображен личный конвоир Николая II, имела свое продолжение.
- После смерти бабушки этот портрет пропал, но нашелся другой фотоснимок, датированный 1816 годом, - продолжает свой рассказ краевед. - На нем были изображены трое: справа - поручик 46-го Сибирского стрелкового полка, брат моей бабушки Шайдулла Асылгареев; в кресле сидел солдат Гатаулла Калимуллин, дядя Шайдуллы по матери; слева стоял денщик - мы тогда ничего о нём не знали. Кто-то из родни сказал, что денщик тоже наш дальний родственник, и он очень оберегал Шайдуллу. Мысль о неизвестном военном не давала мне покоя. Именно тогда зародилась идея собрать создать фотовыставку забытых героев Закамья.
В 2011 году, увидев в книге Владимира Малахова «Земля Заинская, далёкая и близкая» эту фотографию, меня нашёл Василий Васильев из деревни Фёдоровка Заинского района. В денщике он узнал своего деда Петра Васильева. Такая же фотография и ещё несколько других висели у Петра Васильевича в раме под стеклом. Пётр Васильевич был унтер-офицером и также служил в личной охране императора Николая II и его семьи. В Первую мировую войну все трое воевали вместе в составе 46-го Сибирского стрелкового полка, но Васильев оказался в плену во дворце кайзера, германского императора Вильгельма II, и домой вернулся лишь в 1923 году. Много позже он рассказывал своему внуку Василию, что в германском плену от голодной смерти их спасла русская царица, которая тайно кормила их.
Когда Россия и Германия начали меняться пленными, Петра Васильевича отпустили домой, на Родину. Но царица взмолилась: «Пётр! Не уезжай! Оставайся с нами. Ты будешь достойно здесь жить!» Но Пётр Васильевич не поддался на уговоры и уехал домой. В 30-е годы он вместе с семьёй был вынужден бежать в Башкирию.
Василий Васильев рассказал мне, что несколько человек из деревни Фёдоровка также служили до начала Первой мировой войны в личной охране императора Николая II и его семьи. Один из них - Порфирий Кустовский. Я незамедлительно отправилась в заинскую церковь - там работала внучка Кустовского Анастасия. Через два дня она привезла старинные военные фотографии Порфирия Кустовского, Алексея и Павла Атласовых. Дочь Кустовского Федора подтвердила, что её отец и ещё несколько человек из деревни Фёдоровка служили в личной охране императора Николая II и его семьи. Фотографию своего отца также предоставил Фёдор Егоров.
Постепенно стал накапливаться материал для создания выставки старинных фотографий солдат и офицеров Мензелинского уезда Уфимской губернии, участвующих в Первой мировой войне. За три года в моем архиве набралось 30 фотографий. Они отреставрированы, увеличены, помещены в багетные рамы с паспортами.
Из собранных фотореликвий и информации к ним Раиса Мартынова создала 7 коллекций. Одна выставка-экспозиция работает в музее Первой мировой войны в городе Санкт-Петербург (Царское село), вторая - в Национальном музее Республики Татарстан, третья - в Национальном музее в городе Уфа, четвертая и пятая - в краеведческих музеях Сармановского и Менделеевского районов, остальные две находятся в школьных музеях деревень Сарсаз-Багряж и Светлое Озеро Заинского района.
Время собирать камни
В этом году исполнилось 100 лет с начала Первой мировой войны - одной из самых драматичных страниц мировой истории. По своим масштабам Первая мировая война действительно была Великой. В ней участвовали 38 государств, под ружье встали 74 миллиона человек, 10 миллионов были убиты, 21 миллион ранен.
- Выросли целые поколения, для которых Первая мировая - белое пятно, - размышляет краевед. - Почему так получилось? Чем для нас является эта война? Почему ее герои и участники были преданы забвению? Ответы на эти вопросы я искала во время своей исследовательской работы, которую продолжаю сегодня. В Мамадышском районе собраны еще 40 фотографий участников той войны.
Память о войне советская власть стерла. Оставшиеся ветераны шли разными путями: большая часть воевала на гражданской против красных, а позже была расстреляна. Многие эмигрировали, оставшиеся всю жизнь боялись расправы власти, скрывали свои подвиги. Как будто не было в той войне ни героизма, ни доблести, ни верности долгу, ни чинов, ни полков, ни званий. Нет имён её генералов в учебниках и нет у неё офицеров. В наши дни наметилась тенденция к переосмысливанию Первой мировой и её последствий. Во всевозможных архивах страны хранится большое количество малоизвестных и неизученных документов, связанных с тем периодом, хранятся они и в личных архивах. Стараниями многих энтузиастов возвращаются, казалось бы, навсегда позабытые имена воинов былых сражений.
Раиса Ахтямовна этим летом приняла участие в ряде масштабных мероприятий. 31 июля стала участником Международного научно-общественного форума «Великая война. Уроки истории», посвященного 100-летию начала Первой мировой войны, который прошел в Москве. На следующий день увидела торжественное открытие памятника в честь юбилея этой войны и ее участников. 4 августа в музее в Санкт-Петербурге в «Ратной палате» представила свою фотоэкспозицию участников Первой мировой войны и поразила собравшихся Указом Главы Российского императорского дома Великой княгини Марии Владимировны Романовой о награждении ее женской медалью ордена Святой Анны.
- Я благодарна всем тем людям, включившимся вместе со мной в поиск забытых героев, кто, как и я, старается оставить память об этой войне для будущих поколений, - говорит Раиса Мартынова.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев