Заинск-информ

г. Заинск

16+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Новости

Заслуженный строитель Татарстана рассказал, как строился путепровод

За его плечами сотни построенных объектов, тысячи километров дорог и тысячи тонн спроектированных металлоконструкций. Речь пойдет о простом инженере (ему бы понравилось такое обращение), заслуженном строителе Татарстана, почетном гражданине Заинского района Анатолии Путяшове. На стройплощадке людно и грязно. Перед нами - вдоль и поперек изъезженный тяжелой техникой участок с вывороченными...

За его плечами сотни построенных объектов, тысячи километров дорог и тысячи тонн спроектированных металлоконструкций. Речь пойдет о простом инженере (ему бы понравилось такое обращение), заслуженном строителе Татарстана, почетном гражданине Заинского района Анатолии Путяшове.

На стройплощадке людно и грязно. Перед нами - вдоль и поперек изъезженный тяжелой техникой участок с вывороченными комьями земли. Монотонный и отчетливый шум гигантского отбойника, неразбериха, осенняя морось.

И тут вдруг - улыбающееся лицо невысокого человека в строительной каске. С его радушной улыбки начинался каждый наш визит на стройку. Он неизменно уточнял, с какой именно стороны мы, журналисты приедем, и выходил встречать. Он ведет экскурсию и рассказывает о ходе строительства так, будто это детектив. Он умеет подобрать такие слова, чтобы сложная строительная терминология стала понятной и простой, как конструктор «Лего». Он знает ответ на любой вопрос - сколько привезли болтиков, каким образом разрабатывали рецептуру бетона, где и как создают металлоконструкции.

Он может часами рассказывать и объяснять строительные процессы, но будет избегать разговоров о себе. Всегда собранный, вежливый и внимательный во всем.

Анатолий Иванович окончил строительный техникум в нынешней Самаре, затем институт. По распределению (уже вместе с женой, тоже инженером по образованию) его отправили в московскую организацию - всесоюзный «Гидроспецстрой» и уже оттуда предложили отправиться на всесоюзную комсомольскую стройку - на строительство Тактогульской ГРЭС в Киргизию.

- Это было «живое дело» - стройка шла полным ходом, - рассказывает Анатолий Иванович, который предпочел Киргизскую стройку Грузинской и другим аналогичным по всей стране. - Меня определили в рабочую группу по проектированию. Было приятно, что нас взяли на такую крупную стройку.

С десятком единомышленников планировал, как лучше всего сквозь толщу гор проложить тоннели, как укрепить своды, как спланировать работу так, чтобы сам процесс строительства для рабочих был максимально безопасным.

Когда Анатолий Иванович говорит о технике безопасности, то заметно грустнеет. Слишком много воспоминаний о плачевном итоге людской халатности на стройобъектах, которую нельзя не предвидеть, не исключить даже самыми тщательными расчетами. Это просто боль воспоминаний, с которой ничего нельзя сделать…

- Страшно за людей было на всех объектах, - признается мужчина. - Любые монтажные работы связаны с опасностью. Каждого не проконтролируешь. Самоуверенность порой приводит к беде.

Стремительно взметались над реками все новые мосты, быстро и успешно строилась карьера молодого инженера - то в Нижнекамск пригласили начальником производственно-технического отдела, то в Заинск, где через год работы повысили до заместителя главного инженера. Главным инженером Заинского подразделения он проработал вплоть до пенсии.

Вся его жизнь, как кочующий цыганский табор: с одного строительного объекта на другой - с чемоданчиком и всегда понимающей и поддерживающей супругой. Когда оказался в Заинске, то счет переездов остановился на цифре 13. Выдержать все житейские невзгоды помогало деревенское воспитание. Дед, который был плотником, с малолетства приучал внука к тяжелой мужской работе - сначала мальчика просто сажали на тележку с бревнами и тот следил, чтобы драгоценные стройматериалы не упали по дороге, потом ему стали доверять и более серьезную работу.

Тогда еще никто не знал, что когда-то он спроектирует не только свой дом, но и что на его счет запишут сотни успешных построек, включая несколько заинских многоэтажек (к примеру, «три тополя»), объектов соцкультбыта (банно-прачечный комплекс), магазины заинской сети, гостиницу, физкультурно-оздоровительный центр.

Анатолий Иванович показывает специально составленный список - записал на двух сторонах одного листка все мосты, в строительстве которых принимал непосредственное участие: только в закамской зоне их свыше 20 - в Альметьевском, Спасском, Алексеевском, Новошешминском, Чистопольском, Ютазинском районах. Смотрю на список, написанный аккуратным убористым почерком, и думаю, что для списка всех объектов с полными названиями, наверное, ему придется завести новый блокнот. Двойной линией в таком списке стоило бы подчеркнуть Татарскую атомную электростанцию: под инженерным руководством Анатолия Путяшова на станцию поставляли сотни тонн металлоконструкций, становящихся то фундаментами реакторного отдела, то арматурой гермозоны. Стройку свернули, удержаться на плаву предприятию с многотысячным штатом позволили мосты и спецзаказы на строительство баз для нефтяников. Выстояли, «выплыли», зацепились за путеводную ниточку, выстроили будущее для предприятия, живущего по сей день.

Но самым сложным по прошествии времени Анатолий Иванович называет ни смуту 90-х, ни потерю заказов, ни переориентацию производства. Он рассказывает о мосте в Черемшане, часть опор для которого выполняли в воде. О сложностях работы рассказывает с мальчишеским азартом, словно каждая трудность - это проверка на выносливость, задача на логику, забавная головоломка.

- Через реку мосты строить интереснее! Там приходится принимать множество неординарных решений. К тому же мы очень зависели от природных факторов, - рассказывает Анатолий Иванович.

Он помнит до мелочей все варианты проектов заинского путепровода: о тех идеях, которые предлагались много лет назад говорит так, словно держит перед глазами лист с чертежом. Он рассказывает, как вместе с группой проектировщиков ходил по полям и в сотый раз осматривал место будущего строительства, протаптывая в снегу все варианты.

Когда стройка началась, то чувствовал за нее особую ответственность. Его пригласили не только как специалиста, но и как местного жителя.

- Строительство велось под контролем президента республики. Бывает, небольшой мостик строим-строим, построить не можем - то одного не хватает, то другого. Здесь все было четко. За мной был текущий технический контроль. За время стройки сделал свыше 500 снимков - все отправлял в Казань. Мы даже видеонаблюдение на объекте ставили - все это в главном управлении осматривали, бывало, приходилось держать ответ, если кто на объекте без спецодежды работал.

Когда мы в первый раз шли с Анатолием Ивановичем по стройке, меня поразило с какой гордостью он рассказывает о том, что рецептура бетона, который будет использоваться на стройке, специально разработана на заинском заводе.

- На мне были организационные вопросы по поставке бетона. Если бы заказывали в другом городе, то учитывая непрерывность бетонирования, могли возникнуть проблемы со сроками. Но я знаю возможности лаборатории нашего завода!

Не подвели знания: все разработали, все поставили в срок.

- Такого, чтобы всю ночь не спать, волноваться за стройку - не было. Но когда вбивали сваи рядом с трубой у сахарного завода - пришлось крепко понервничать. Сначала мы пробурились, а потом я не отходил ни на шаг, пока сваи в землю забивали. Понимал, что если даже чуть заденет трубу - все! Встанет завод, прекратят работу люди, натекут миллионы убытков.

С большим нервным трудом проходил для Анатолия Путяшова монтаж первой балки…

- Это не волнение было, - говорит он. - А большая ответственность каждого из работников, чтобы выполнить эту работу четко и безопасно.

Еще одна нервная встряска - работы над железнодорожными путями: попасть в предоставленные «окна» в движении поездов, сделать все, как по нотам и уйти на другой участок.

- Когда под нами проходил первый тепловоз, то водитель наполовину из кабины высунулся - проверить, не сшибает ли… Это ведь такая машина.

Каждая его экскурсия по стройке заканчивается просьбой максимально безлично изложить его слова и дать слово его коллегам. Это не от боязни ответственности, а чтобы живее звучали голоса рабочих стройки.

- Не мыслю работу без своих помощников - прорабов, мастеров, бригадиров, - говорит Анатолий Иванович, бережно перечисляя с десяток имен - хочет каждого отметить отдельно.

Путепровод столь долгожданный горожанами мог бы стать красивым финалом карьеры инженера. Анатолий Иванович уже давно на пенсии - можно было бы остановить бесконечную череду переездов, строек, грохота, скользящих графиков, но то в Налим пригласят проконсультировать о месте строительства будущей транспортной артерии, то о проектах новых дорог в Нижнекамске расскажут. Да не просто из пустой болтовни, а с намеками, с далеко идущими планами.

- Если пригласят - как я могу отказаться?

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

 Желаете всегда быть в курсе новостей Заинска? 

 

Добавить в избранное

 

 

 

Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев