Заинский хирург Мансур Нигматуллин: «Нужно, чтобы каждого больного лечили так, как свою мать»
19 июня празднуется День медицинского работника. В канун торжества хирург с более чем 40-летним стажем Мансур Нигматуллин, через которого прошло свыше сотни учеников, рассказал о том, что он думает об операции по пересадке головы, почему любит фантастические книги, зачем учился вязать и как Заинск покорил его с первого взгляда. Расскажите,...
19 июня празднуется День медицинского работника. В канун торжества хирург с более чем 40-летним стажем Мансур Нигматуллин, через которого прошло свыше сотни учеников, рассказал о том, что он думает об операции по пересадке головы, почему любит фантастические книги, зачем учился вязать и как Заинск покорил его с первого взгляда.
Расскажите, как вы пришли в профессию хирурга?
-Интересно получилось! Школу закончили, идем вместе с другом и между собой разговариваем: куда пойдем дальше. Он говорит, какие у него мечты были - я говорю - какие у меня. «Давай вместе пойдем?» «Давай!» Решили, вместе поехали, сдали экзамены в Казанский медицинский институт.
А когда пришло время выбирать направление - почему выбрали хирургию?
- Это, наверное, мечта любого студента медика - быть хирургом! И сейчас многие мечтают!
Как вы попали в Заинскую больницу?
- Я сам с Кукморского района. Начинал работать - в Нижнекамске, но город мне не понравился. Почему - не объяснимо. Может быть, потому что когда я приехал туда, было холодно. В гостинице мест не оказалось, я почему-то не догадался пойти в больницу - там бы, наверное, разрешили переночевать, а поехал в Набережные Челны - к знакомым. В молодые годы люди впечатлительные, и вот это ощущение сохранилось. До сих пор мне кажется этот город негостеприимным. А мой друг, с которым вместе поступали - Ильдар Идиятов - он здесь работал, в Заинске. Я сюда приехал, он мне показал места, где ДК, где речка Кармалка протекает, цветы… Так мне город понравился, и я сказал: «Все, я сюда переезжаю!» Пошли к главному врачу - он: «Добро, берем!». Вот с тех пор и работаю, это где-то с 1978 года.
А сколько вы всего получается лет в профессии?
- 41 год.
Вы верите в судьбу, что это она вас привела в Заинск?
- Не знаю. Это была наша мечта работать вместе с моим другом Ильдаром. Может быть, это повлияло. Мы с ним до сих пор вместе работаем. Он анестезиолог.
А в детстве вы мечтали быть врачом?
- В детстве и космонавтом, и геологом хотел быть! Мысли были в физико-математический поступить, потому что очень сильно любил математику, физику, химию, но медицина все-таки на себя потянула.
Как опытный хирург ответьте - с возрастом мастерство приходит?
- С возрастом опыт приходит, но и другое - более важное. Это ответственность за больных. В молодые годы этого не понимаешь - в мыслях только оперировать, оперировать и оперировать! Еще не осознаешь, что берешь на себя такую ответственную работу, а сейчас с возрастом обо всем этом уже более глубоко думаешь.
То есть получается эмоционально сложнее работать?
-Да, получается, так.
А как справляетесь с трудными ситуациями. Ведь не всегда все получается хорошо…
- Пропускаешь через себя. Вроде бы ходишь такой довольный, улыбчивый, а внутри все так тяжело... Свои эмоции - не показываешь, но внутри все переживаешь.
Как, куда сбрасываете это напряжение?
- Знаете, обычно это потихонечку-потихонечку само по себе проходит… У любого человека ошибки бывают, в том числе у нас. Потом все это вспоминается, и опять начинаешь об этом думать, а потом опять сглаживается…
- Для этого нужно иметь очень крепкие нервы, наверное. А какие еще нужны качества, чтобы быть хирургом? Каким он должен быть?
- В первую очередь, само собой, нужны большие знания. И конечно, ответственность. Чтобы относились к работе так, чтобы каждого больного лечили так, как врач лечил бы свою мать или своих родственников: серьезно, внимательно. Хирург должен быть честным и совестливым. У каждого бывают ошибки - если случаются - надо их не скрывать ни от кого. Если ошибся - подойди к более опытным товарищам - расскажи, посоветуйся. На первом месте совесть стоит.
- А это не тяжело, за каждого так радеть?
- Это наша работа, наша жизнь!
Раз зашел разговор о трудностях профессии, расскажите, сколько длилась ваша самая длинная операция? Вчера мы с вами не смогли побеседовать - вы больше 5 часов ведь оперировали, да?
- Это я вчера ассистировал. Мы операцию начали полпервого, меня в 5 вечера молодой хирург поменял. Я спрашивал - они операцию закончили только в 19 часов. Но, слава Богу, больной жив и есть надежда, что выживет.
А какой случай в практике был самым тяжелым?
- Больного раздавил трактор. У него весь позвоночник был перебит, и из каждого отверстия позвоночника хлыщет кровь - никак не остановишь…Мы сколько смогли перелили кровь, сделали, все, что в наших силах, но спасти… Спасти не смогли. Вот тогда я помню, как переживал мой коллега этот случай, как я переживал. Это, наверное, самый тяжелый случай был в моей практике. Мы не смогли спасти. Такое очень редко бывает. Слава Богу, таких случаев мало. У меня один-единственный случай, когда больной умер на столе.
- А если вспомнить все годы работы, какая операция была самой длинной?
- Всякое было. Бывало, что и 5 и 6 часов оперировали. А мелкая операция длится - от 20 минут.
Какие эмоции испытываете, если 20 минут оперировали и 5 часов - разные? Чем отличается конец таких операций?
- Если операция идет успешно, так, как запланировал - душа поет в таких случаях! А когда идет с трудом, не так как хочется, но стараешься изо всех сил - тогда пот течет градом и бывают эмоции…
И как усмирять эти эмоции?
- Я человек спокойный, ни на кого не кричу, эмоций не показываю. Просто держу внутри себя, как будто ничего и не было. Хирурги разные бывают. Когда я работал в крупных городах, некоторые хирурги могли на своих коллег покричать ни с того, ни с сего...
А вы как относитесь к своим ученикам?
- У меня сейчас два ученика, они проходят практику после 4 курса. Они каждый год бывают, по 2-3 студента проходит.
Получается, через вас больше 100 учеников прошло?
- Да, так получается. Еще сейчас у нас работают молодые хирурги - мы их так называем, потому что они еще только год у нас работают. Они молодцы - стараются!
Хотелось бы и чем-нибудь научить?
- Главное - у них есть желание работать, приобрести те знания, которые мы уже имеем. Чтобы они наших ошибок не повторяли - такое у них желание есть.
Что самое приятно в вашей практике, кроме чувства окрыленности после удачной операции?
- Те, кто работают хирургами, меня сейчас поймут. Обычно, послеоперационные осложнения проявляются на 3-4 сутки. Отклонения бывают, но это стандарт. И когда на 5 день больной улыбается, и ты понимаешь, что все - критический момент прошел, все будет нормально - вот тогда ты чувствуешь себя настоящим хирургом:
«Вот - я человеку больному помог!»
Сейчас очень много разных сериалов про врачей. Может быть, видели какие-нибудь не стыковки с реальностью?
- Мне молодые ребята говорят, но я сериалы не смотрю. Я «Ак чачакляр»(«Белые цветы») вот я с удовольствием и смотрел, и читал. Побольше бы таких фильмов!
- Вы говорите о хорошей литературе, отличных кинематографических пристрастиях. А вообще важно врачу быть культурным, интеллигентным?
- Иногда бывает так, что не только про медицину разговариваешь, но и на различные темы. К примеру, кто-то лежит унылый совсем, там и некоторым анекдот рассказываешь, некоторым - и более серьезные вещи. Надо быть многогранным во всех отношениях! И лечение лучше идет! Бывает, с некоторыми больными поговоришь - и это их окрыляет. А есть такие больные, которых бывает нужно и пожурить…
В обычной жизни тяжело быть врачом? Когда вы снимаете халат, приходите домой, а все друзья и знакомые, наверное, к вам обращаются с медицинскими вопросами, может быть даже и не по вашему профилю. Тяжело это?
- Это же обычная жизнь. Если бы я был не медиком, я бы тоже искал доктора знакомого, тоже обращался бы к нему. Мне это абсолютно не мешает. Это же радость просто, если ты кому-то помог! Да, бывает, приходишь домой поздно, а тут совет спрашивают. Или кто-то не может прийти - и идешь к нему домой. Бывало такое, что и ночью вызывали. Бывает, поговоришь просто - и человек успокаивается. Не все ведь звонят, а наши знакомые, наши друзья! И те больные, которые лечились у нас и нас не забыли! Даже радуешься, что тебя так ценят!
- И что, вы по телефону можете лечить?
- А как же, конечно! К примеру, если больной выписывается и спрашивает у меня совет - как мне дальше быть. Я ведь уже прекрасно знаю, что у него там за болезнь, поэтому и по телефону могу помочь.
Врач, это такое дело, которое не оставляет тебя никогда?
- Да, это уж наша профессия. Что день, что ночь - если у тебя просят помощь - ты обязан помочь. Мы к этому привыкли уже.
Рассказывают, что врачи в самом начале карьеры после работы активно тренируются - зашивают носки левой рукой. Вы как-то тренируетесь?
- В начале все хирурги так тренируются. Мы ведь узлов очень много вяжем на операции. Поэтому я дома раньше так тренировался- брал нитку и завязывал. В свое время я у жены научился вязать и где-то полгода этим занимался, потом прекратил, потому что было достаточно уже. Это помогает выработать чувствительность пальцев - это требуется в нашем деле.
- Сейчас делаете какие-нибудь упражнения для развития мелкой моторики?
- Сейчас уже нет, потому что все действия до автоматизма отработаны, руки уже натренированы.
Вы наверное слышали, что собираются делать пересадку головы(первая в мире пересадка головы пройдет в Германии в декабре 2017). Что вы об этом думаете?
- Это пока даже уму не постижимо! Если это вдруг случится, это будет здорово!
Это будет бессмертие?
- Если мы сможем пересадить головной мозг - это будет высший пилотаж!
Вы вообще любите произведения научной фантастики, такие как «Голова доктора Доуэля»?
- Люблю, это интересно. Я верю, в то, что прорвы, которые описывают авторы, они могут произойти. Ведь многие вещи, которые они описали - сбылись!
По вашим стопам кто-нибудь в семье пошел?
- Внук собирается в медицинское училище поступать. Я его не уговаривал, я даже хотел, чтобы он полицейским стал, но я рад - пусть учится, пусть работает.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев