В разгар уборочной страды журналист «Нового Зая» на один день перевоплотилась в комбайнера
Покататься на комбайне, найти холод в жаркий полдень, пообедать на природе под живую музыку и даже найти необычный сувенир. Трудовой день комбайнера, как и в любом сельском хозяйстве, начинается с рассветом. Правда, на поле комбайнеры выходят гораздо позже около 9:30 утра, когда спадает роса и колосья просыхают. Многое зависит от...
Покататься на комбайне, найти холод в жаркий полдень, пообедать на природе под живую музыку и даже найти необычный сувенир.
Трудовой день комбайнера, как и в любом сельском хозяйстве, начинается с рассветом. Правда, на поле комбайнеры выходят гораздо позже около 9:30 утра, когда спадает роса и колосья просыхают. Многое зависит от погоды. К выходу комбайн готовят, как девицу к выводу в свет - комбайнёры проверяют, готова ли техника к жатве: продувают фильтры, очищают бункер, смазывают-подкручивают все «жизненно важные» для комбайна детали, осматривают режущие ножи, смазывают узлы, цепи и крепления. На поле важна любая мелочь, поэтому все работы проводятся очень тщательно. Затем, удостоверившись, что все хорошо, комбайны следуют на заправку. Мне в наставники достается Илшат Шайдуллин, он один лучших комбайнеров отряда ООО «Финагротрейд», работает в команде 6 комбайнов «Нью-Холланд».
Работать на этой технике сможет не каждый - все как в самолете - много различных рычажков, кнопочек, индикаторов - со всем и не разберешься. Для того чтобы работать на комбайне, нужно пройти обучение в профтехучилище, или окончить курсы подготовки трактористов-машинистов с категорией F. Учебные центры, организованные при заводах-изготовителях, иногда проводят специальные краткосрочные курсы, помогающие освоить комбайны новых марок. Не смотря на кажущуюся автономность, в профессии важна работа в команде - нужно на поле разобраться без слов разобраться, где твой напарник продолжит работу, и показать, куда направишься сам. Со стороны стремительные передвижения даже чем-то напоминают танец - при движении (с красивым поворотами, сопровождающимися мелкой соломенной крошкой) как никогда важно не только «не отдавить» партнеру ноги, понять друг друга.
Внутри комбайна спасительная прохлада.
Лето радует агрономов жаркой сухой погодой, при которой урожай можно собирать без потерь, тем важнее наличие кондиционера в кабине - теперь комбайнеры не задыхаются от жары. На поле вместе с комбайнерами и водителями дежурит машина с бочкой воды. Мало ли что. Да и по технике безопасности положено.
В обед немного воды можно использовать в гигиенических целях - чтобы хорошенько вымыть руки.
В 11 часов вся техника - съезжается в одно место, чтобы труженики поля могли насладиться вкусным и сытным обедом. В термосах гороховый суп с мясом, второе, много сладкого чая и хлеб. Накладывают всем по большой полной тарелке - до сыта, чай можно набрать с собой в термоса.
Иногда, как сегодня, на поле приезжают выступать артисты - певцы и гармонисты автоклуба поддерживают рабочий настрой. Кто-то снимает выступление на телефон, кто-то отходит в сторонку, чтобы почти шепотом обсудить дела, кто-то в теньке слушает растекающуюся по полю музыку.
После обеда на открытом воздухе, раскаленном до предела, садиться в кабину комбайна еще приятнее. Мы едем по полю на довольно высокой скорости, как комбайнер контролирует множество самых разных процессов, во время притормаживает, если комбайн захватывает особенно большую «охапку» колосьев, сдает назад и успевает обсуждать множество разных тем - не понятно. Хрустально прозрачная задняя стенка позволяет наблюдать, как зерна золотыми потоками сыплются в бункер.
Бортовые компьютеры позволяют комбайнеру выбрать необходимый режим для данной культуры, чтобы молотилка сама настроила режущие ножи на нужный уровень. Кроме того, приспособление сообщает обо всех ошибках, перегреве двигателя, показывает, на сколько процентов заполнен бак и бункер. Кстати, о полном заполнении последнего чудо-техника сообщает характерным звуком.
Единственная заминка на поле - ожидание, пока зерно пересыплется из бункера в прицеп трактора или машины. Транспорта для перевозки хватает с лихвой.
Вот случается незапланированная остановка - полбункера еще пусты, но комбайнер спешит покинуть кабину - что-то попало в ножи.
Молниеносным движением он оказывается на земле и еще через несколько секунд снимает с ножа небольшой камень, занимающей два ли больше половины его ладони. Проблема устранена - можно ехать дальше.
Из-за такого небольшого камушка пусть и на несколько минут, но пришлось остановить такой огромный комбайн. Илшат Шайдуллин отмечает, что поле, по которому мы едем - очень хорошее - ровное, мало камней. Тем не менее, пусть и редко встречающиеся «сувениры» расслабляться не дают - технику от них нужно тщательно беречь. Выкидывать извлеченный из-под ножей камень обратно в поле, в котором и на будущий год посеют хлеб, как-то совестно. Забираю сувенир с собой в редакцию - показать коллегам, как свидетельство того, как маленький элемент может остановить работу огромной махины.
- Люди постарались, вырастили урожай хороший, чистый, вот и мы стараемся убрать его без потерь, - говорит Илшат Шайдуллин. - Когда урожая нет, комбайн ведь в холостую работает! Когда урожай хороший, он идет, пляшет, поет, аж душа радуется.
Возвращаются комбайны поздно, где-то в 10 часов вечера. Бывает, и вовсе люди трудятся ночью. В уборочную страду все работают на пределе возможностей.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев