Самая дорогая медаль для заинок Галины и Валентины Поповых - за сопротивление в оккупации
Каждый день, как последний, и так четыре года, жили Галина Попова и Валентина Иванова. Сестры во время Великой Отечественной войны вместе с мамой и младшим братом находились в концлагере. Страху, голоду, издевательств натерпелись столько, что никому такого не пожелаешь. Как выжили? Благодаря бабушке и маме. Скрыться от врага не получилось...
Каждый день, как последний, и так четыре года, жили Галина Попова и Валентина Иванова. Сестры во время Великой Отечественной войны вместе с мамой и младшим братом находились в концлагере. Страху, голоду, издевательств натерпелись столько, что никому такого не пожелаешь. Как выжили? Благодаря бабушке и маме.
Скрыться от врага не получилось
До войны жили счастливо в Карело-Финской АССР в небольшом городе Олонец. Обычная семья: папа, мама, две красавицы дочки - пяти и десяти лет и совсем еще кроха двухлетний сын. Мама сидела дома с детьми, за ними нужен был глаз да глаз. Папа - кормилец, работал механиком на пароходе. Эта мирная жизнь миллионов семей была разбита вдребезги в июне 1941 года, когда началась Великая Отечественная война. Отца отправили на фронт, где он попал на флот. До отправки мужчина хотел эвакуировать супругу и детей, но не успел.
- Нас погрузили на огромные баржи и по реке Свирь отправили в безопасное место. Совсем рядом проходила линия фронта, где шли ожесточенные бои. Неожиданно раздался гул и грохот - все на барже поняли, что бомбежка добралась и до них. Взрослые взяли детей в охапку и побежали в лес, - вспоминает Валентина Григорьевна.
Валентину за руку за собой тянула старшая сестра Галина, а братишка был у мамы на руках. Силы у малышей были на исходе, но останавливаться нельзя. Временную передышку удалось сделать, спрятавшись в погребах заброшенной деревни. Только успели перевести дыхание, как неожиданно штыком кто-то открывает крышку. Думали, что враг. Мать инстинктивно закрыла хрупким телом детей. Когда в темный погреб попал дневной свет, женщина разглядела на форме солдат красные звездочки.
- Наши служивые и говорят по-русски, - с облегчением вздохнула женщина.
- Вылезайте скорей и бегите, пока есть силы, иначе финны вас настигнут, - кричали солдаты.
Тогда мама и поняла, что за ними по пятам шли не немцы, а их союзники - финны.
Голод и холод концлагерей
Однако убежать семье не удалось. Враг их настиг. Потом людей - детей, взрослых, стариков, как скот грузили в товарные вагоны. Набивали поезда до отказу. Затем всех повезли обратно в Карелию в город Петрозаводск, где был организован концлагерь. Жизнь в лагере была невыносимой - условия не человеческие.
- Нас поселили в бараках. Мама, сестра, братишка и я спали на одном топчане. На дощатой кровати ничего не было: ни одеяла, ни подушек. Порой холод был таким сильным, что пробирал до самых костей. Чтобы согреться, мы прижимались друг другу. Так и засыпали, - с дрожью в голосе вспоминает Галина Попова.
Без права на отдых каждый день рано утром Галину и других детей ее возраста под конвоем водили работать на слюдяной завод. Пока ребята шли до предприятия, на них с громким лаем и яростным оскалом рвались огромные собаки. Было страшно и на улице, и на самом заводе. Не выполнишь норму - останешься без хлеба. Слюду добывали огромных размеров. Детям маленькими ручонками приходилось разделять ее. Работали до поздней ночи, до истощения.
Взрослым было невыносимо постоянно слышать от малышей: «Мама, я хочу есть». И так изо дня в день. Многие не выдерживали детских мучений, и, рискуя своей жизнью, по ночам ходили за колючую проволоку, просить милостыню у местного населения. Среди них была бабушка Галины и Валентины. Карелы тайком давали пожилой женщине еду.
- Сама не доедала, но нашу семью и папиного брата обязательно накормит. Бабушка была одним из тех людей, благодаря, которой мы выжили, - призналась Валентина Григорьевна.
Но однажды бабушка не вернулась. Как она погибла Галина и Валентина не знают. Сестры предполагают, что ее настигла пуля, пущенная охранником с вышки. Где она захоронена им тоже неизвестно. Скорее всего, как и миллионы других, в общей могиле.
Убитых детей сбрасывали в ямы
Досталось лиха в концлагере не только старшей сестре, но и младшей. Валентину, не спрашивая у мамы, забрали финские солдаты. Ее и других детей повезли в медицинскую часть соседнего лагеря. Там девочку положили на кушетку, связали ей ноги и руки, а потом начали брать кровь. Детскую кровь переливали раненным солдатам.
- Брали кровь до такой степени, что дети умирали. После этого их, как мусор выбрасывали в ямы и засыпали землей, - рассказывает Валентина Иванова.
Если бы не мама, то Валентина умерла бы. Женщина была активисткой, может быть, поэтому смогла отбить у финнов ребенка. Она говорила солдатам, что будет жаловаться представителям Красного креста. Обязательно расскажет им, какие издевательства в концлагерях терпят дети. В итоге мама добилась того, чтобы ей отдали дочь. Когда она после разлуки увидела своего ребенка, слезы ручьями побежали по щекам. Пятилетняя девочка была похожа на девятимесячную. Кожа да кости.
- Вместе мы Валюшу выходили, - вспоминает сестра Галина Григорьевна.
Кроме того мама помогала поднимать боевой дух в концлагере. Она тайком рисовала антифашистские плакаты. Боялась каждого шороха, стука в дверь, но продолжала вести активную пропаганду. По ночам развешивала готовые плакаты.
- Бог уберег, не поймали. А то бы, не раздумывая, казнили, - говорят сестры.
Никогда сестры не забудут и камеру, которую в народе прозвали душегубкой. В нее загоняли всех - независимо от пола и возраста. Жар внутри был невыносимый. Таким образом, финны истребляли вшей.
Финны отпустили заключенных
В 1944 году заключенных из концлагерей погрузили в машины и повезли в неизвестном направлении. Тогда все думали, что везут убивать. Все ждали, где же и как наступит смерть. Может их сейчас сбросят с этого крутого обрыва. И они разобьются о камни. Но обрыв миновали. Значит, с ними покончат в лесу. Расстреляют. Каково было удивление людей, когда финны привезли всех в пустую деревню и отпустили. Спустя время сюда пришли советские войска, которые делились едой.
- Взамен моя бойкая сестренка помогала солдатам дрова колоть, костер разжигать и котлы топить, - вспоминает Валентина Иванова.
Весть о победе в войне, мама с тремя детьми узнала в этой деревне. Что тогда было словами не описать. Все плакали и смеялись. Обнимали друг друга.
Вестей от папы семья не получала уже давно. Радовало то, то похоронки с его именем не приходило. В 1947 году он вернулся домой живым и здоровым. Отец пробыл с супругой и детьми не долго. Через год трагически погиб на работе на железной дороге. Когда он сцеплял вагоны, рабочий, не заметив его, дал команду, и состав тронулись. Отца насмерть зажало между вагонами.
В Заинск семья приехала в 1959 году на строительство ГРЭС. Поднимали предприятие от первого до двенадцатого блока. Галина работала электромонтажником, а Валентина - электриком. На вопрос не женское это дело с электричеством работать. Сестры отвечают: «Такое же женское, как и мужское».
К слову, Галина и Валентина не сразу были признаны узниками концлагерей, а только в 2010 году. Мама, которая много лет добивалась этого - отправляла бесконечные запросы в Финляндию, так и не дождалась ответов. Умерла. Со слезами на глазах вспоминают сестры. Сегодня их парадные пиджаки украшают много наград, но самая дорогая для них - медаль за сопротивление в оккупации «Непокоренные».
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев