Развитие навыков общения у детей
Успешное развитие детей в семье невозможно без постоянного общения с людьми. Дети с отклонениями в развитии, как и обычные дети, стремятся к общению со сверстниками. Однако часто круг общения детей с нарушениями в развитии является ограниченным. Родители часто стараются оградить от общения своего ребенка, опасаясь, что его отношения с другими...
Успешное развитие детей в семье невозможно без постоянного общения с людьми. Дети с отклонениями в развитии, как и обычные дети, стремятся к общению со сверстниками. Однако часто круг общения детей с нарушениями в развитии является ограниченным. Родители часто стараются оградить от общения своего ребенка, опасаясь, что его отношения с другими детьми не сложатся, что его будут обижать, что у него не получится найти общий язык и т.п.
Отрицательной стороной такого подхода является «оранжерейное» воспитание ребенка. В будущем это может стать серьезной проблемой: ощущение своей «неполноценности» и «ненужности», развитие депрессивного состояния, так как окружающие его не понимают, избегают. А ребенок может просто не знать как можно знакомиться, строить дружеские отношения.
Жизнь ребенка не должна замыкаться только в кругу своей семьи. Он должен, как и все дети, ходить в гости, посещать детские праздники, различные представления, спортивные мероприятия и по мере возможности в них участвовать.
Ребенку нужно не только помогать в установлении контактов со сверстниками (например, подвести ребенка к ребятам, катающимся на горке), но и учить его разговаривать с ними, задавать вопросы, вести беседы. При этом нужно стимулировать к самостоятельному знакомству, к организации совместных игр. Учитывая, что таким детям сложно дается длительное общение, можно организовать встречи в домашних условиях. Первый раз можно пригласить их на какой-нибудь праздник ребенка. Затем встречи могут стать регулярными. И родители могут не только просто следить за детьми, но и предлагать различные варианты игр, беседы об окружающем мире, поощрять любознательность детей, задавая им различные вопросы.
Крайне важным является включение детей с ограниченными возможностями в разнообразную деятельность. Необходимо всячески приветствовать посильное участие в различных мероприятиях в образовательных или реабилитационных учреждениях, в учреждениях системы дополнительного образования детей (Домах творчества, Дворцах культуры, студиях, клубах). Так легче создать ситуации успеха ребенку, меньше требований, которым нужно следовать, проще проявить себя как личность. Для создания хороших взаимоотношений со сверстниками необходимо создавать ситуации совместных переживаний (когда дети вместе радуются успехам или огорчаются по поводу неудач). Ребенок с ограниченными возможностями может иметь достаточно высокий статус даже в разновозрастных группах детей, так как он, например, лучше всех рисует или поет, сочиняет стихи, создает картины и композиции из природного материала (засушенных листьев, цветов, коры деревьев, желудей и т.д.)
Таким образом, в целях формирования у ребенка навыков межличностного общения необходимо: постоянно расширять круг знакомых, учить его диалогической беседе, установлению и поддержке дружеских отношений, развивать творческие способности, повышать самооценку за счет поощрения достижений ребенка.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев