Последняя весточка
Будучи в сентябре на музейных курсах мне посчастливилось побывать на лекции М.В.Черепанова. Михаил Валерьевич - заведующий Музеем - мемориалом Великой Отечественной войны в Казанском кремле, известен как опытный поисковик: с 1981 года он ездил в Долину смерти под Новгородом. При его непосредственном участии вышли в свет Книги памяти с именами...
Будучи в сентябре на музейных курсах мне посчастливилось побывать на лекции М.В.Черепанова. Михаил Валерьевич - заведующий Музеем - мемориалом Великой Отечественной войны в Казанском кремле, известен как опытный поисковик: с 1981 года он ездил в Долину смерти под Новгородом. При его непосредственном участии вышли в свет Книги памяти с именами пострадавших от политических репрессий, погибших в Великой Отечественной войне и Афганистане.
В ходе лекции, во время рассказа о поисковой работе, музейщикам были переданы ксерокопии нескольких архивных документов. Так в руки мне попала информация о военнопленном Петрякове Алексее (Васильевиче - Максимовиче), жителе деревни 3 Бугульда Заинского района. 28-летний парень был мобилизован на третий день войны - 25 июня 1941 года.
Рядовой Петряков попал в самое пекло войны, немцы рвались к Ленинграду. В 1941 году Луга была местом ожесточённых боев на подступах к городу на Неве. Лужский оборонительный рубеж на три недели остановил немецкое наступление на Ленинград, что позволило советским войскам создать более прочную оборону на дальних и ближних подступах к городу. Город был занят немецко-фашистскими войсками 24 августа 1941 года. На следующий день 28-летний Алексей попал в плен, успев повоевать 2 месяца. Солдаты в звании рядовых попали в шталаг IА, находившийся в восточнопрусском поселке Кляйн Дексен (ныне поселок Фурманово Багратионовского района Калининградской области). Следует отметить, что в первые месяцы войны против Советского Союза советских военнопленных не отправляли на территорию рейха, опасаясь распространения коммунизма среди немцев.
Лагеря типа шталаг были базой для сети основных рабочих лагерей, ему подчиненных. Последние имели по несколько тысяч узников и отличались друг от друга буквами, добавляемыми к наименованию главного лагеря. В шталагах содержались польские, а с конца 1941 года начали поступать советские, английские и французские военнопленные.
Всем известна немецкая педантичность, которая проявлялась во всем. На каждого военнопленного заполняли особую анкету-карточку: фотография с лагерным номером в руке, отпечаток пальца, имена близких и основные данные. Подавляющее большинство узников концлагерей было обречено на смерть. По данным немецкого историка Кристиана Штайна, только в 1941 году Вермахтом было взято в плен 3,4 млн. советских военнослужащих. И уже к концу января 1942 г. в живых из них осталось 1,4 млн.человек. Остальные стали жертвами расстрелов, эпидемий, медицинских экспериментов, голода и холода. Сотни тысяч людей были уничтожены по политическим и религиозным мотивам.
23 февраля 1943 года «выбыл из списка» военнопленный № 684 по причине гибели. Так и не дождалась Наталья своего Алексея.
С.Долгова,
старший научный сотрудник Заинского краеведческого музея.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев