Известный математик отметил свой юбилей
Фаниль Таймасов отметил на днях свое 60-летие. Мы побывали у него в гостях. Заслуженный учитель РТ, бывший профессор ЕГПИ сидел за столом и записывал математические формулы, на наш любопытный взгляд ответил, что анализирует тесты, которые предлагали ученикам при Едином Государственном Экзамене. «Сложные?» - спрашиваю. «Да, уровень достойный!» - отвечает. Сам...
Фаниль Таймасов отметил на днях свое 60-летие. Мы побывали у него в гостях. Заслуженный учитель РТ, бывший профессор ЕГПИ сидел за столом и записывал математические формулы, на наш любопытный взгляд ответил, что анализирует тесты, которые предлагали ученикам при Едином Государственном Экзамене. «Сложные?» - спрашиваю. «Да, уровень достойный!» - отвечает.
Сам он считает себя патриотом своего края, в таких же убеждениях вырастил своих детей. Отметим, что его супруга Римма работала в медицинской сфере, а дети разделили увлечения родителей, одна пошла по стопам отца, вторая выбрала профессию мамы.
- Фаниль Ханифович, расскажите каким образом Вы шли к своим достижениям?
- Я считаю, что каждый человек должен искать свое предназначение в жизни. Этому я старался следовать сам и внушал эту мысль своим ученикам и детям. Правильный выбор своей профессии - это залог успеха в дальнейшей жизни. Я согласен с поговоркой, что счастлив тот человек, который с желанием приходит на работу и домой.
Окончив среднюю школу в городе Нижнекамске, я устроился работать на химический завод, а по вечерам обучался в филиале Казанского химико-технологическом института. За дневной работой и вечерней учебой часто размышлял о своем будущем и искал свой путь, потому что эта профессия мне не нравилась. Заметив, что математика, как в школе, так и в институте дается мне очень легко, в 1979 году, не долго думая, поступил в Елабужский педагогический институт на физико-математический факультет. И в этом же году меня пригласили на должность директора Верхненалимской школы Заинского района. С этого периода и начинается мой педагогический стаж. С первых дней в школе, я почувствовал себя так же свободно и на своем месте, как рыба в воде и понял, что нашел свое предназначение в жизни.
- Вы являетесь математиком-новатором, расскажите об этой сфере своей жизни.
- Работая в деревенской школе, обратил внимание, каким бы не был класс, в нем обязательно были сильные и слабые по своим знаниям ученики, хотя школьная программа рассчитана на детей со средними способностями. Я задумался над этой формой преподавания, ведь средняя программа могла оказаться тяжелой для слабых учеников и слабой для детей с более выраженными способностями в математике. А что будет, если к каждому ученику подходить индивидуально, исходя из его способностей? Я разработал специальную программу «Технология индивидуального обучения» и разделил класс на три группы - среднюю, слабую и сильную. Эта программа позволяла каждому ученику определить свои способности, чтобы понять к какой категории он относится. Я нашел в нашей стране единомышленников. Сдружился с математиком из Перьми Юрием Афанасьевичем Макаровым, встречался и с другими математиками из Казани, из России. С помощью их советов и своих размышлений была разработана эта программа, которую я постарался внедрить в Кадыровской школе и получил хорошие показатели в учебе учеников.
За три месяца летнего отдыха из головы ребенка могут улетучиться любые знания, поэтому на базе лагеря «Ялта Зай» в 1996 году, при поддержке руководства района заработали профильные лагеря отдыха с математическим уклоном. Это было сделано во благо детей, а преподнесено так, чтобы это понравилось и самим отдыхающим в лагере детям. И мы получили такой эффект, дети остались довольными. Но в дальнейшем эта инициатива не получила своего продолжения и через 3-4 года эта работа завершилась.
Однажды глава района Ринат Шаехович Фардиев задал мне вопрос: «Что можно сделать для одаренных детей, чтобы развить их способности еще больше?» Я предложил создать факультативные занятия по информатике, физике и математике. В 2004 году была создана школа одаренных детей, где я и мои коллеги преподавали эти три предмета. По итогам республиканских олимпиад 2007 года первые места по физике, математике и русскому языку заняли учащиеся Заинского района, а всего ими было завоевано 12 призовых мест. По
результатам же всех олимпиад команда района вышла на первое место. В 2007 году школой заинтересовался президент Татарстана Минтимер Шаймиев, он дал нам свое напутствие, и с того момента мы работали еще эффективнее уже на новом уровне, как Малая академия наук школьников.
- Задача учителя заинтересовать своим предметом ученика. Всех ли детей можно заинтересовать математикой?
- Нельзя сделать математиком любого человека, но неспособных детей нет. У каждого ребенка свои таланты, кто-то хорошо рисует, кто-то поет, а кто-то вычисляет. Например, Александр Пушкин, родился в том же месяце, что и я, и дни рождения у нас рядом, но, тем не менее, у него нет математических наклонностей, а у меня нет таланта сочинять. Но тем не менее, задача педагога не просто раскрыть в ребенке его талант, но и развить его способности, это верный путь к тому, чтобы ребенок стал великим человеком.
Отметим, что многие ученики Фаниля Таймасова стали достойными людьми, в области математических наук, в нашей стране и за ее пределами. Своему учителю на юбилей один из учеников преподнес в подарок швейцарские часы с надписью «За путевку в жизнь». В настоящее время заслуженный математик продолжает преподавать в Малой академии наук школьников.
Айгуль Яруллина
фото
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев