Дети войны вспоминают то трудное время
Тот день, 22 июня 1941 года я запомнил на всю жизнь, хотя мне было всего четыре года. Было воскресенье. Обычно по воскресеньям мы, дети, а у меня были старшие брат и сестра, долго спали, а в этот день мать разбудила нас сама, велела одеваться и выходить на улицу. Мы жили...
Тот день, 22 июня 1941 года я запомнил на всю жизнь, хотя мне было всего четыре года. Было воскресенье. Обычно по воскресеньям мы, дети, а у меня были старшие брат и сестра, долго спали, а в этот день мать разбудила нас сама, велела одеваться и выходить на улицу.
Мы жили в одноэтажном доме, находившемся на площади рядом со зданием Министерства Госбезопасности, где служил мой отец - он был военным. Выйдя на улицу увидел, что вся площадь заполнена народом и военными, но стояла гробовая тишина. Все что-то ждали. Через некоторое время на крыльцо здания вышел мой отец и негромко сказал: «Товарищи, война!» Площадь замерла, но через мгновение поднялся невообразимый шум: крики, плач, топот людей, уходящих с площади. Мать сразу увела нас домой. Вот таким мне запомнился день начала войны с Германией.
Последующие 2 года выпали из моей памяти. Помню, что наш детсад закрыли, а в нем открыли военный госпиталь для раненных бойцов, где я и два моих друга - соседа пропадали целыми днями. Мы помогали раненым делать в палатах уборку, выносили мусор. А еще на заброшенной кем-то плантации рос табак - самосад, так мы рвали его листья, сушили их и приносили солдатам. Они были в восторге. Бойцы любили нас и угощали чем могли. Особенно мне запомнился яичный порошок в железных баночках (американская помощь), так что мы были относительно сыты.
Был в госпитале военный духовой оркестр, которым руководил раненый моряк. Он был очень веселый и создал из нас концертную группу. Он меня научил плясать матросский танец «Яблочко» и играть в оркестре на кларнете; одного из друзей - играть на немецкой губной гармошке, а второго - петь «Катюшу». У нас было три номера: сначала мы втроем пели гимн Советского Союза, затем один друг пел «Катюшу», а второй ему аккомпонировал на губной гармошке. Заканчивал выступление я, исполняя матросский танец, тоже под губную гармошку. Моряк говорил нам: «Работайте и будете жить!» Не знаю, как мы выступали, но пользовались большим успехом не только в госпитале, но и в школе, когда пошли в нее, и на вокзале.
Когда через нашу ж/д станцию Лебяжье Курганской области пошли эшелоны с сибиряками и техникой на фронт (это был 1943 год) мы часто выступали перед солдатами на перроне вокзала. За это нас одаривали всевозможными продуктами, которые мы несли домой. Это был праздник! Правда не всегда удавалось донести продукты, честно заработанные до дома, так как ж/д милиция отнимала их у нас. Она не трогала нас, пока поезд стоял на перроне, а как вагоны с солдатами трогались с места - у нас все отнимали, если мы не успевали убежать. Так продолжалось довольно долгое время, пока осенью не огородили вокзал, и никого посторонних туда пускать не стали. Это было очень трудное время для нашего народа, особенно для нас, детей войны. Не всем удалось выжить.
И вот наступил день Победы 9 Мая 1945 года, когда Советская Армия разгромив гитлеровскую Германию, принесла Европе мир и свободу, а нашей стране - триумф победителей.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев