Новости Заинска

г. Заинск

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Новости

Административный надзор: новое или хорошо забытое старое

С 1 июля 2011 года вступил в силу принятый 06.04.2011 федеральный закон №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Необходимость осуществления такого контроля назрела уже давно в связи с постоянным ростом преступлений среди лиц, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы. Административный надзор ранее уже осуществлялся...

С 1 июля 2011 года вступил в силу принятый 06.04.2011 федеральный закон №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Необходимость осуществления такого контроля назрела уже давно в связи с постоянным ростом преступлений среди лиц, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы. Административный надзор ранее уже осуществлялся до 1999 года, однако в начале 2000-х это понятие было исключено из норм действовавшего законодательства. В связи с этим милиция наблюдала только за условно-досрочно освобожденными и теми, чье наказание было не связано с лишением свободы. В результате судимые за тяжкие и особо тяжкие преступления, за преступления в отношении половой свободы несовершеннолетних учету и контролю не подлежали. Это повлияло на значительное увеличение рецидивной преступности. Теперь к такой категории бывших заключенных со стороны полиции будет проявляться особое внимание.

Изменениями в ГПК РФ установлена процедура рассмотрения дел об установлении, продлении, досрочном прекращении, частичной отмене и дополнении административного надзора. Они относятся к делам, возникающим из публичных правоотношений (глава 26.2 ГПК РФ). В 2011г. Заинским городским судом рассмотрено 8 дел, а за первый квартал 2012г. - 4 дела об установлении административного надзора в отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы. По всем рассмотренным делам постановлены судебные решения об установлении административного надзора.

Понятие административного надзора дано в статье первой этого закона: осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Федеральный закон разграничивает понятия «административный надзор» и «административное ограничение», которое определяется как временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы. Административной надзор может быть установлен в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления; рецидивного; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.

Такой надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания либо если после отбытия наказания, имея непогашенную или неснятую судимость, в течение одного года совершает два и более административных правонарушений или посягательств на общественный порядок и безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность. В отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия вышеназванных оснований.

Перечень административных ограничений, устанавливаемых судом при административном надзоре, дан в статье четвертой федерального закона и является исчерпывающим. Независимо от вида административных ограничений, установленных судом, обязательным является установление ограничения в виде обязательной явки для регистрации от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания.

Кроме того, законом предусмотрены такие ограничения, как запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории.

Суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя, с учетом сведений об образе жизни, поведении поднадзорного лица, соблюдении им административных ограничений, может частично отменить административные ограничения или, на основании заявления органа внутренних дел, дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.

Сроки административного надзора зависят от тяжести совершенного лицом преступления и сроков погашения судимости. В случае назначения лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы.

Течение срока административного надзора может быть приостановлено, если поднадзорное лицо объявлено в розыск, признано безвестно отсутствующим либо заключено под стражу. После устранения данных обстоятельств течение срока надзора продолжается.

Глава вторая федерального закона № 64-ФЗ определяет порядок установления, продления, прекращения и осуществления административного надзора.

Административный надзор может быть установлен только судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел, продлевается судом на основании заявления органа внутренних дел, досрочно прекращается судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица (его представителя). Надзор прекращается в связи с истечением срока, снятием судимости, осуждением лица к лишению свободы за новое преступление, его смертью либо вступлением в законную силу решения суда об объявлении его умершим. Досрочное прекращение административного надзора возможно по истечении не менее половины установленного судом срока надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет возложенные на него обязанности и положительно характеризуется по месту работы и (или) жительства.

Суд вправе отказать в досрочном прекращении административного надзора. Повторное заявление в таком случае может быть подано не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения решения. В отношении отбывавшего наказание за преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего административный надзор не может быть прекращен досрочно.

При прекращении административного надзора не исключается установление судом административного надзора повторно в течение срока погашения судимости.

За нарушение вышеназванных ограничений к поднадзорному применяются такие санкции как штраф в размере до 1,5 тысячи рублей или арест на срок до 15 суток (ст.19.24 КоАП РФ). А за уклонение от административного надзора предусмотрена уголовная ответственность - исправительные работы либо лишение свободы на срок до 1 года (ст.314.1 КоАП РФ).

В целях реализации положений Федерального закона № 64-ФЗ органы внутренних дел наделены специальными полномочиями, к числу которых, в том числе, относятся: ведение учета поднадзорных лиц в течение срока административного надзора; наблюдение за соблюдением поднадзорным лицом установленных судом административных ограничений и за выполнением предусмотренных настоящим Федеральным законом обязанностей; объявление и осуществление розыска поднадзорного лица, освобожденного из мест лишения свободы и не прибывшего без уважительных причин в определенный администрацией исправительного учреждения срок к избранному поднадзорным лицом месту жительства или пребывания, а также розыск поднадзорного лица, самовольно оставившего место жительства или пребывания либо выехавшего за установленные судом пределы территории, если судом ему было установлено такое административное ограничение; беспрепятственный вход в жилое или иное помещение, являющееся местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток, в течение которого этому лицу запрещено пребывание вне указанного помещения. В исключительных случаях орган внутренних дел дает разрешение поднадзорному лицу, в отношении которого установлены административные ограничения, на пребывание вне жилого или иного помещения, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории (смерть или угрожающая жизни тяжелая болезнь близкого родственника, необходимость получения поднадзорным лицом медицинской помощи, а также прохождение лечения в учреждениях органов здравоохранения, если эти помощь и лечение не могут быть получены по месту жительства или пребывания поднадзорного лица либо в установленных судом пределах территории, и другие). Более подробно полномочия органов внутренних дел в части исполнения требований федерального закона №64-ФЗ регламентированы Приказом МВД РФ от 08.07.2011 N 818 «О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (зарегистрировано в Минюсте РФ 19.08.2011 N 21672).

Таким образом, усилен контроль со стороны государства за поведением и образом жизни осужденных, прибывших к месту своего жительства после освобождения из исправительных колоний для предотвращения совершения ими повторных преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Р.Хакимов,

судья Заинского

городского суда РТ

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

 Желаете всегда быть в курсе новостей Заинска? 

 

Добавить в избранное

 

 

 

Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев