96-летний труженик тыла из Заинского района собрал уникальные сведения о родной деревне
Ксенофонт Антонов поделился воспоминаниями о Великой Отечественной войне
Он родился 5 июля 1928 года. Как и другие дети того времени, в один день лишился счастливого детства. Ему, как и миллионам мальчишек и девчонок, пришлось рано повзрослеть и взвалить на свои плечи непосильный труд, заменив мужчин, ушедших на войну. Вместе с другими детьми он справлялся с тяжелыми условиями жизни, изнуряющей работой, голодом, потерей родных. По сей день 96-летний труженик тыла помнит цену Великой Победы, которую заплатил народ в тылу, помогая фронту.

– 22 июня 1941 года самыми первыми ушли на войну из деревни три мужчины. Каждый день сельчанам начали приходить повестки, каждый день мы кого-нибудь провожали. Из нашей деревни на фронт ушли более 150 мужчин, из них больше половины не вернулись, кто-то пришел, но с тяжелыми ранениями, став инвалидами.
В семье нас было девять человек – пять братьев и четыре сестры. На защиту Родины встали и четыре моих брата, два из которых не
вернулись домой. Один погиб под Ленинградом, а другой – в Молдавии в 1944 году. Меня не взяли воевать из-за того, что был еще слишком молодым.
В 1941 году мы, дети и подростки, брались за любую работу: пахали землю, сеяли, косили, убирали урожай, валили лес. В то время у нас не было хорошей обуви, одежды. Еды тоже не хватало, часто приходилось есть траву, – поделился тяжелыми воспоминаниями Ксенофонт Константинович.

По его словам, в 1942 году, опасаясь, что война дойдет до заинской земли, в селе начали рыть окопы. Сначала трудились на полях, приходили домой, спали несколько часов и шли копать защитные укрепления, после чего вновь уходили работать в поле. После войны выкопанные траншеи были засыпаны.
Минуло 80 лет, но свежи в памяти труженика тыла события того дня, когда в село пришло долгожданное известие о Победе.
– Мы с мальчишками работали на поле, когда заметили, как к нам бежит бригадир, по пути что-то выкрикивая и размахивая руками. Мы подумали – с ума сошел или выпил с утра. А когда он приблизился, расслышали: «Война кончилась, война кончилась, пойдемте со мной, соберемся все вместе!». В этот
день мы больше не работали, это был настоящий праздник.
В 1948 году он ушел в армию. Службу проходил на территории Белоруссии – выжженной и опустошенной после войны. Тяжело было видеть села, где от домов, в которых когда-то кипела жизнь, остались только печные трубы.
Отслужив, вернулся в родное село. Работал на комбайне, затем занимался строительством ферм, до выхода на заслуженный отдых работал в колхозе.

Ксенофонт Константинович показал свою трудовую книжку, на страницах которой имеется запись, что в один год он проработал 360 дней, то есть отдыхал всего пять дней. За самоотверженный труд в годы войны и послевоенное время получил множество наград.
Вся его жизнь прошла в селе Зычебаш. Женился он на соседской девушке Таисии, с которой были знакомы с детства, 46 лет прожили душа в душу. В семье родились пятеро детей, из которых трое не дожили до наших дней.
– Росли мы очень дружно, папа с мамой никогда не говорили друг другу плохих слов, папа не матерился, не пил, не курил. Несмотря на то, что его детство выпало на сложные времена, – сначала коллективизация, потом война – он остался жизнерадостным человеком. Активно участвовал в различных народных праздниках, принимал участие в сельских субботниках, помогал нуждающимся.
В 1980 году нашу семью настигла большая беда – сгорел дом, хозяйственные постройки, погибла скотина. Дом полностью восстановили. Спустя время ушла из жизни мама, но даже после её ухода и потери троих детей он не опустил руки. До 85 лет папа держал скотину, самостоятельно ухаживал за овцами, доил коров. Сейчас мы с сестрой стараемся почаще приезжать в родную деревню к отцу. Для четырех внуков и шести правнуков он – самый лучший дедушка и прадедушка. К отцу приходит социальный работник Татьяна Михайлова, с которой он очень любит поговорить, – рассказала дочь Лидия.
С ранних лет Ксенофонт Константинович отличался острым умом. Начал читать с пяти лет. Когда братья учились в школе, он брал их учебники и вырисовывал буквы на покрытом льдом от мороза окне, так и выучил весь алфавит. Учился всего четыре класса, потому что было много работы в колхозе, но даже изматывающий труд не сумел погасить постоянную тягу к знаниям. В свое время выписывал по пять газет, пока читать позволяло зрение.

С 1990-х годов начал по крупицам собирать информацию о родной деревне, её жителях. Бывал в архивах Уфы, Казани и Перми. Все эти данные труженик тыла записывал в тетради, которые бережно хранятся в его доме.
Записывал количество урожая разных лет, число подворий и жителей села, наблюдал за погодой, сохраняя температурные рекорды разных лет. По словам старожила, этой зимой самая низкая температура составила -16 ℃, а одной зимней ночью в 1972 году опустилась до -52 ℃. Сейчас он охотно делится собранной информацией с подрастающим поколением, с односельчанами.
Прямо перед его домом установлена памятная стела с именами погибших в Великой Отечественной войне. При составлении списка бойцов, не вернувшихся с полей сражений, помогла информация из тетрадей Ксенофонта Константиновича. Вместе с журналистами «Заинск-информ» труженик тыла подошел к памятнику и показал имена двух своих братьев, которых он потерял в годы войны.
Каждый день он старается выходить на улицу, чтобы покормить своих курочек-несушек, прогуляться по дорогим сердцу улочкам, по которым бегал еще мальчишкой, или просто посидеть на скамейке у дома, подышать свежим воздухом.
– На нашу долю выпало множество испытаний, но и моментов радости было немало. Я никогда не ругался с людьми, никому не желал зла, не имел дурных привычек. Старался всем и во всем помогать. Молодым желаю старательно работать, жить в мире и согласии с окружающими, не отказывать в помощи, – дал наставления молодежи долгожитель.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Читайте новости Татарстана в национальном мессенджере MАХ: https://max.ru/tatmedia
Нет комментариев