Заинск-информ

г. Заинск

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Новости

Здание заинского райкома: территория между прошлым и будущим

В разное время здесь была крепость, церковь, часовня, кладбище, райком, больница и общежитие. Уже в этом году руины здания райкома планируют разобрать, в будущем превратить в мемориальную зону. О том, какие загадки хранит один участок исторического центра Заинска – в нашем материале.

На вершине Школьной горы очень ветрено. Иерей Николай, настоятель Крестовоздвиженской церкви, провожает меня к могиле отца Варфоломея: простой деревянный крест, скамья, в снежных проталинах можно разглядеть прошлогодние клумбы цветов, которые высаживали прихожане. Могила расположена на территории храма, от стен алтарной части здания не больше десяти шагов. 


– Он предполагал, что это произойдет, даже хотел этого – быть похороненным рядом с местом, где происходит ежедневная молитва, – говорит священник. 


Всего на территории храма сейчас два действующих захоронения. Оба обнесены дополнительной оградой, ухожены. Иерей Николай близко знал отца Варфоломея, тот приходился ему тестем. 


– Быть похороненным на территории церкви – это даже не честь, а благодарность. Раньше захоронение шло дальше за забором церкви вплоть до краеведческого музея. Людей здесь хоронили, по сути, это место – большое кладбище, – объясняет отец Николай. – До XVIII века понятия «кладбище» не существовало. Все захоронения происходили в большинстве случаев вокруг храма, начиная с алтарной части. Чем ближе к алтарю, тем почетнее был гражданин. Многие епископы захоронены прямо на территории храма. Раньше за церквями были приходские территории, потому что храмы являлись основной религиозной единицей, которая собирала всю общину. Вокруг церкви располагались захоронения прихожан: чаще всего это были уважаемые в обществе люди, клирики, меценаты, которые помогали в содержании храма и организации богослужебной деятельности прихода. Высокочтимые люди в церковной среде удостаивались погребения за алтарной частью храма, среди них были: и монахи, и прихожане, и благотворители. 


История территории


Менее чем в ста метрах от церкви расположено заброшенное здание райкома. Задокументированная история этого места начинается в 1652 году. Здесь проходила восточная стена первой заинской крепости.  

Крепость занимала примерно 3 гектара земли. С севера на юг она тянулась на 124,12 метра, с востока на запад – на 222,56 метра. На крепость нападали нагаи и башкиры, но защитники сооружения успешно оборонялись вплоть до 1707 года. В канун нового 1708 года крепость пала и была сожжена.

Ее отстроили заново, но она была значительно меньше первой. Поэтому новый храм строили уже за крепостными стенами. Он обозначен крестом на карте 1801 года. Если верить этому плану, то церковь располагалась как раз на том месте, где сейчас стоят руины здания райкома.

Шли годы, церковь обветшала и на ее месте построили часовню, а новый храм решили возвести поодаль в 1826 году – на месте, где по сей день функционирует Крестовоздвиженская церковь. В воспоминаниях краеведа Тамары Шароновой сказано, что часовня была небольшая, но оформлена очень красиво. Там хоронили священнослужителей.


– Часовня освящается в честь христианского праздника или святого. Обычно в них отпевали усопших. Часовня часто строится на территории кладбища, если она здесь была, то это лишнее подтверждение того факта, что тут были захоронения, – объясняет отец Николай. 


Краевед Людмила Симонова, посвятившая более 20 лет тщательному изучению истории Заинска, предполагает, что часовня располагалась на том месте, где сейчас растет раскидистый клен. 


Через 100 с небольшим лет, в 1920 году произошло вилочное восстание. Люди взбунтовались против высоких военных налогов. Местом расправы стала Красная площадь. В общей сложности, жертвами кулацкого террора пали около 400 человек. Из них 60 человек погребены в том месте, где сейчас стоит монумент жертвам кулацкого террора.

Что происходило в те годы рядом с часовней – история умалчивает. Также нет никаких данных о том, сколько лет просуществовала часовня и когда была разрушена. Единственный ориентир – 1934 год, когда была закрыта стоящая рядом церковь, поэтому логично предположить: если часовня еще и существовала, то точно не функционировала. На ее месте решили построить здание райкома КПСС. 


Заинск был райцентром 27 лет (с 1935 по 1962 годы). В воспоминаниях Тамары Шароновой сказано, что при рытье котлована под фундамент райкома КПСС строители бульдозером выворачивали человеческие кости, одежду и даже кресты. «А потом быстро, чтобы никто не видел, закапывали все в канаву», – указывает краевед.  


Работники райкома всего лишь два года смогли поработать в построенном для этих нужд здании – в 1962 году Заинский район был расформирован и стал частью Набережночелнинского.


После 1962 года на протяжении более 30 лет здание Заинского райкома КПСС занимала участковая больница. А примерно в 1996 году эти площади сделали общежитием. Жившие там заинцы рассказывают, что соседи с первого этажа решили сделать себе погреб под картошку. Разобрали деревянные полы и стали копать. В процессе обнаружили человеческие останки – несколько черепов.


В 2006 году в общежитии случился пожар, после которого здание дало трещину, было признано аварийным и жильцов стали расселять. Постройки, созданные в свое время для нужд больницы (здания кухни и котельной), передали в частные руки.


Сейчас здание стоит в руинах. С внешней стороны оно обнесено забором, но если его обойти, то можно легко попасть внутрь. Входить страшно – на полу остатки лепнины перемешаны с грудами мусора. Проходим по краешку пола, стараясь не угодить в огромную дыру. Повсюду сотни бутылок из-под алкоголя, на стенах различные надписи и нецензурные выражения. Лестница хорошо сохранилась: если по ней подняться, то можно увидеть обугленные балки – отголоски финального для этого места пожара, а из окон открывается красивый вид на храм.  

 


Будущее
В 2019 году здание планируют снести до основания – на этом месте намерены организовать мемориальную зону. Архитекторы предлагают сделать основной идеей площади – ковер: «Лоскутки, собранные в единое покрывало, будут символизировать память о людях, внесших вклад в процветание города. Лоскутки, символизирующие этапы истории, события, тесно связанные между собой, сплетены воедино. Каждый фрагмент будет иметь текстуру».


Кухонная территория
В самом конце улицы Карла Маркса, на территории между церковью и зданием райкома, стоит двухэтажный кирпичный дом. Раньше, когда здание райкома было больницей, здесь располагалась кухня, на которой готовили еду для больных. 


– Мы живем тут 21 год: приехали в Заинск из Туркменистана. Я устроился работать на кирпичный завод, встали на учет по распределению жилья в администрации, до нас дошла очередь и нам дали этот дом. Он совсем маленький был – сейчас у нас там кухня. Все остальное мы уже позднее пристроили, – говорит хозяин дома Абдулхак Арифуллин. 


На соседнем участке, владельца которого не могут найти, размещалась котельная больницы. По словам Арифуллина, котельная разрушена более 10 лет назад. Они не знают, как звали их соседа, не помнят, чтобы этим вопросом кто-то интересовался. «Может быть, у мамы спрашивали?» – предполагает сын Абдулхака Тахир. 


– Мы у себя во дворе погреб копали на глубину 1,5-2 метра.  «Выходили» черепа – 3-4 штуки было. Везде, где мы на территории участка трубы копали, находили могилы. Там нет остатков гробов, было ощущение, что людей просто хоронили. Останки передавали в церковь. Молебен не заказывали, мы сами мусульмане, – говорит Абдулхак Абдулаевич.  
– Как только «тревожится» земля и копается на два метра, то находят останки, все время на протяжении многих лет, – говорит Тахир Арифуллин. 


Слова Арифуллиных подтверждает отец Николай. 


– Я здесь с 2010 года, 7-8 лет назад мне черепа приносили, мы их захоронили на территории церкви, – говорит священник. 


Семья Арифуллиных очень радуется тому, что руины здания райкома планируют разобрать и сделать облагороженную территорию. Они каждый день проходят мимо этого полуразрушенного здания: это самый короткий путь к улице Орджоникидзе. Жить по соседству с развалинами неуютно.  


– Здесь в развалинах творится бардак: собирается молодежь, алкоголики, наркоманы. Школьники часто сюда приходят вместо того, чтобы в спортзале время проводить, – говорит Тахир.  


О раскопках
В 2011 году к аптеке, расположенной рядом со зданием райкома, стали тянуть водопровод. При раскопках нашли кости и черепа людей, погребенных лицами вниз. Останки передали на экспертизу. Выяснить результаты экспертизы не удалось. Краеведы предполагают, что это были: либо кости священников, которых на протяжении 300 лет хоронили в этих местах и при строительстве здания райкома были перемещены и не захоронены должным образом, либо это жертвы вилочного восстания, останки которых не перезахоронили в братской могиле (на площадке перед храмом).


Непосредственным участником событий 2011 года был представитель заинского поискового движения, основатель военно-патриотического клуба «Застава» Наиль Хасметдинов.  Он показал, где была вырыта траншея для трубопровода.


– Приехали сотрудники прокуратуры, следователи, милиционеры, взяли у нас показания. Когда спустился в траншею, то насчитал фрагментарные останки 9-10 человек. Где-то ковшом экскаватора зацепило ногу, где-то руку. В пяти метрах от стены лежал череп вниз головой. Захоронение было спонтанным: не так, как положено по канонам – головой на восток, ногами на запад, а вразнобой лежали останки. Из этого следует, что это не кладбище, не отпетые захоронения. Все останки собрали и увезли на экспертизу, что с ними было дальше мне не известно. Останки 70-летней давности мы находили при раскопках времен Великой Отечественной войны и те, что нашли здесь, были очень похожи по степени давности. Я делал осмотр: на одном из черепов зубы были полностью сохранены. Нашел каблук от сапога – там были кованые гвозди. Кто такую обувь носил? Скорее всего, купцы, зажиточные люди, ведь босяки ходили в лаптях. Это мое мнение, я не эксперт в этих делах. По-моему, здесь лежат не менее 50 человек, а то и больше, потому что очень плотная концентрация фрагментарных останков.  


Слова поисковика подтверждает судмедэксперт Степан Федотов, работавший на месте событий. Он отмечает, что в траншее было много фрагментарных останков. 


– Это был не один гроб, это была куча перемешанных останков людей. Кости были желтые, растрескавшиеся, старые. Мы консультировались с Владимиром Малаховым (автором Заинской энциклопедии) и пришли к заключению, что, скорее всего, это жертвы вилочного восстания. Пришли к выводу, что криминала здесь нет, постановления на исследование костей не было, – отметил судмедэксперт. 


Попытки отыскать материалы дела 2011 года не увенчались успехом. Если срок давности захоронения обнаруженных останков и определял какой-нибудь специалист, то это останется загадкой, хранящейся в архивах следственного управления, скорее всего, уничтоженных за давностью лет. 


Без экспертизы и исследований  вопрос о том, что за останки были обнаружены в 2011 году остается открытым. Обратиться к его решению решили татарстанские поисковики. 


– Я предложил нижнекамским ребятам-поисковикам приехать с приборами, «пробить» землю георадарами на бионику. Приехал Владимир Котенков, мы всю территорию возле здания осмотрели, щупом пробивали. Пришли к выводу: что-то там есть, но вскрывать не стали. Разрешения нет. Будет разрешение на эксгумационные работы – поднимем: и 50, и 500 человек, – говорит Наиль Хасметдинов. – Думаю, за лето всю эту территорию поисковая экспедиция сможет пройти. Потребуется помощь экскаватора: все они лежат на одной высоте – 1,60-1,80, если снять грунт на  1,5 метрах, а дальше работать руками. Если все делать вручную, то будет очень долго. 


В 2017 году республиканское объединение «Отечество» вышло с предложением к администрации Заинского района (документ имеется в распоряжении редакции) провести на территории района раскопки в рамках республиканской поисковой экспедиции «Вахта примирения и согласия»: «С целью поиска останков жертв гражданской войны, погибших в период вилочного восстания. Поисковики отмечали, что в экспедиции готовы принять участие поисковые отряды Казани, Чистополя, Нижнекамска и других городов Республики Татарстан. В тот момент поисковикам отказали: «В связи с установлением сведений о правах собственности на земельный участок в зоне предполагаемого поиска». Дело в том, что не удалось найти собственника 12 соток, на которых находится бывшая разрушенная котельная больницы. На развалинах котельной и сейчас можно разглядеть надпись: «Продам 12 соток», и указан номер телефона с двумя последними замазанными цифрами.

Поисковики пытались звонить по этому номеру еще до того, как цифры были замазаны краской, но никто не брал трубку. Найти собственника не могут до сих пор. При этом в региональной общественной молодежной организации «Объединение «Отечество» Республики Татарстан «Новому Заю» сообщили, что по-прежнему готовы организовать раскопки на территории района, если будет получено соответствующее разрешение: «Мы для этого и существуем, чтобы проводить раскопки». Руководитель нижнекамского отряда «Поиск» Владимир Котенков отметил, что нижнекамские поисковики с радостью присоединятся к экспедиции, если она будет организована, тем более, что он сам родом из Заинска-2 и ему интересна история этого места. 


К проведению раскопок все «соседи» этого места относятся по-разному. В мечети отмечают, что ничего плохого в проведении раскопок нет – когда проводились поиски в Свияжске и Болгаре религиозная община не возражала, однако отмечают, что по канонам ислама через 40 лет после погребения людей на кладбище на этом же месте можно снова проводить захоронения. Другое дело, что здесь планируют делать не кладбище, а мемориальную зону. 


В церкви также отношение к проведению раскопок неоднозначное. 


– Я бы лучше кости, что под землей хранятся, не трогал, это же не Пескаревское кладбище, где собирали людей, которые погибали с голоду. Зачем тревожить тела усопших, если они уже похоронены? Лучше сделать мемориал и не касаться этого места. Для того, чтобы вывезти, нужно каждый квадратный метр исследовать – это очень дорогостоящее мероприятие. Боюсь, что они пару трупов раскопают и этим дело ограничится, – говорит отец Николай. – Если это будет просто прогулочная площадка по костям людей, то это место будет двояко восприниматься – все будут понимать, что ходят по кладбищу. На кладбище люди заходят к своим усопшим родственникам, перекрестились, помолились, «пообщались» с ними и ушли.

Прогулочной площадки не получится, разве что будет какая-то стелла, чтобы прийти помянуть людей, тогда будет хорошо. 


Если здесь будет прогулочная площадка, то я лучше на мирском кладбище «полежу». Зачем мне быть похороненным на том месте, где люди просто гуляют и отдыхают? Нет, мне этого бы не хотелось. Если будет дорожка, которая идет мимо мемориала – люди подойдут, помолятся, пойдут дальше в зону отдыха. А непосредственно здесь гулять – это просто кощунство. 


Семья Арифуллиных ждет благоустройства территории с надеждой. 


– Если бы решили проводить поисковую экспедицию, то я бы переживал, что у меня тут прохода не останется – для нас это единственный выход на центр. Придется обходить вокруг церкви, – говорит Тахир Арифуллин. – На могилах строят города – этим захоронениям уже много лет. Куда деваться – мы живем на могилах.  Мы их вскопали – потревожили кости. Зачем же нужны раскопки? Может быть, кто-то что-то хочет найти? Пусть лучше люди тут работают, чем шарахаются всякие.


Краеведы настаивают на необходимости проведения раскопок. 


– Нужно найти священников и близких к церкви людей, захороненных на территории церкви и часовни с 1652 по 1940 годы. Возможно в 2011 году мы нашли останки священнослужителей, которых потревожили рытьем котлована для здания райкома в конце 50-х годов. Тут очень много загадок. Надо останки собрать, сделать братскую могилу, перезахоронить заново, сделать хороший обелиск, – настаивает научный сотрудник Заинского краеведческого музея Людмила Симонова. 


Архитектор Анастасия Яременко, которая возглавляет группу проектировщиков, занимающихся историческим центром Заинска, отмечает, что сейчас разработана предварительная концепция будущей мемориальной зоны. Когда будет разрабатываться детальный проект – все тонкости будут обговариваться на общем совещании с краеведами и археологами. 
– Здесь очень большая работа, связанная с историческим населением, должна быть проведена. Пусть она и местного значения. В любом случае уважение к памяти и истории будет большое, – отмечает архитектор. 


Фото автора и из архива краеведческого музея, архитектора
 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

 Желаете всегда быть в курсе новостей Заинска? 

 

Добавить в избранное

 

 

 

Оставляйте реакции

2

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев