Заинск-информ

г. Заинск

16+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Новости

Письмо с воспоминаниями ветерана педагогического труда из Заинска: "Когда началась война, мне было пять лет..."

Ветеран педагогического труда Татьяна Крупенникова часто вела уроки мужества в школах. 

Она рассказывала о своём детстве в военные годы, трудной жизни в годы Великой Отечественной войны, о том, что им пришлось пройти, чем пожертвовать ради Победы. Ребята слушали бывшего педагога школы № 4 с интересом, затаив дыхание, часто со слезами на глазах. Встречи оставляли неизгладимое впечатление в душах учеников.


Ее не стало прошлой осенью, но в редакции сохранилось письмо с воспоминаниями Татьяны Ивановны.


«Часто вспоминаю военное детство и послевоенную юность. До войны я жила в Воронеже. Когда началась война, мне было пять лет и меня отправили в село Коршево Воронежской области. Еда хоть и самая простая и немного, но всегда была. Мы ее выращивали на огородах. Это сейчас вон огороды побросали. Мы, дети военных лет, до 12 лет были надежными помощниками в огороде и в доме. Грядки полоть, поливать (воду надо носить из колодца ведерком), присмотреть за цыплятами, накормить днем поросенка, теленка была наша обязанность. С 14 лет мы самостоятельно работали на заводах и трактористами в колхозах. После четвертого класса не хочешь или не можешь учиться – идешь пасти телят, коров, овец.


Было очень тяжело, особенно в 1941 году. Однажды зимой к нам пришел бригадир и сообщил маме, что нужно вывозить навоз в поле. А она сказала: «Не могу, я неделю ничего не ела». Я посмотрела на маму и увидела ее глаза, полные слез. Я маленькая тогда была, еще не понимала, чего это она не ест, ведь я ем... Всю свою еду мама отдавала мне. Бригадир оказался понимающим человеком. Он отправил маму в колхоз написать заявление, чтобы мы смогли получить зерно. Это зерно размалывали на самодельной ручной мельнице. Размалывали и получали крупу, мы называли ее «коптушка». 


Но вот с одеждой было труднее. Из поношенных платьев старших в семье получались новые платья младшим. Выращивали лен, коноплю. Волокно этих растений зимой пряли и ткали полотно: оно шло на простыни, наволочки, брюки. А если женщина постарается потоньше нитку напрясть, то можно сшить кофту, рубашку. Такие ткацкие станки, как в музее в Старом Заинске есть сейчас, стояли почти в каждой избе зимой.


Помню, как весной 1942 года сажали картошку. Не знаю, где мама взяла ее, скорее всего, выменяла на свои вещи. Когда копали лунки, натыкались на мерзлую прошлогоднюю картошку, и это было настоящее счастье! Из нее мама делала оладушки, которые получались какие-то тянущиеся. Помню, как я радовалась: «Мама, мама, резиновые оладушки!» В 1942-1943 годах у нас в селе стояли военные, которых с фронта отправляли на отдых: лечиться, приводить в порядок обмундирование – через месяц их вновь отправляли на фронт. У бабушки, жившей с нами по соседству, была большая изба. Я очень хорошо помню ее дом: к стенам были прикреплены лавки, полати, на которых обычно спали дети. Из мебели были только стол да койка. У нее в доме всегда было много солдат. Когда они были, бабушка варила огромный чугун картошки. Меня всегда удивляло, что уже через десять минут чугун был пуст, будто там ее и не было!


Трудно жили, но люди были добрее что ли, внимательнее. Было много у нас в Воронежской области беженцев. Но они не лезли в дом за каким-то добром, хотя дома закрывались «на палочки». Не воровали еду на огородах. Заборов не было. Можно было зайти в любой двор и взять что хочешь и то же полотно, которое лежало на траве для отбеливания на солнце. Кто не мог заработать – ходили, честно просили подаяние, постучав осторожно в окно. До сих пор не забыть глаза молодой красивой женщины с больной дочкой, которая от нас, трех соседей получила картошку, початки кукурузы и два куриных яичка. Кстати, сельхозналог с каждого двора платили 200 яиц, мясо, 2 центнера картофеля, 200 литров молока. В1944 году беженцев почти не осталось, все они стремились уехать в родные, освобожденные от фашистов места на Украине, в Белоруссии. 


9 мая 1945 года как обычно пришла в школу. Но этот день мне было суждено запомнить навсегда – нам сообщили о том, что война закончилась и произнесли то слово, которого все мы так долго ждали – Победа! Нас отпустили домой, и мы, счастливые, бежали и кричали: «Ура! Победа! Победа!»
 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

 Желаете всегда быть в курсе новостей Заинска? 

 

Добавить в избранное

 

 

 

Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев