Пчелиный мор
К нам обратились пчеловоды, которые держат свои пасеки в двух населенных пунктах нашего района. Пасечники рассказали о том, что у них случилась массовая гибель пчел. Заинцы обратились в разные службы Татарстана и России и дополнительно привлекли экспертов независимых лабораторий.
Гибли семьями
Раньше на пасеках Алексея Андреева из деревни Утяшкино (Светлоозерское сельское поселение) и Татьяны Минеевой из села Поповка (Поповское сельское поселение) стоял гул как на взлетно-посадочных полосах аэропорта. Трудолюбивые пчелки, словно мини-самолеты, улетали и возвращались в свои ульи с пыльцой и нектаром.
Так было каждый сезон. Все изменилось в конце июня 2019 года, когда на заинские пасеки, находящиеся в населенных пунктах Поповка и Утяшкино, пришла беда. Полосатые стали погибать – да не поодиночке, а тысячами. Умирали целыми семьями.
– Пчелы начали вести себя не естественно – гудели сильнее обычного, потом стали раздражительными – не подпускали к себе. Даже при том, что на моей пасеке содержатся очень спокойные и миролюбивые породы Карпатка, а у Татьяны Алексеевны – Карника и Бакфаст, – вспоминает Алексей Андреев.
– Ну что потом? Потом наши полосатики, лежа на земле, бились в «предсмертной агонии». Постепенно жужжание затихало, а потом пчелы и вовсе замолчали. Погибли, – присоединилась Татьяна. – Через несколько часов рядом со всеми ульями выросли «горы» из мертвых пчел.
Без предупреждения
Как рассказали пчеловоды, старожилы, прожившие в селах района больше полувека, говорят, что с таким мором они сталкиваются впервые. Было, что умирала одна или пять пчелосемей, но так, чтобы погибала больше половины пасеки, – это что-то ненормальное. Вот и пасечники Алексей с Татьяной решили, что это нонсенс.
– Стали вспоминать, что предшествовало гибели пчел. Накануне поля, засеянные разными культурами, чем-то обрабатывали. Чем именно? Об этом нас в известность не поставили. Хотя по действующему законодательству и должны были, – сообщила Татьяна. – Правда потом, когда уже случилась гибель, нам позвонили из исполкома сельского поселения (а им, в свою очередь, – из одного из сельхозформирований) и сообщили о том, что на близлежащих полях будет организована очередная плановая обработка.
– Обширные посевные площади с цветущими культурами находятся в непосредственной близости с Поповкой и Утяшкино, – проанализировал Алексей. – Наши полосатые до них долетают, в поисках нектара и пыльцы они могут преодолевать расстояние – от 2 до 3 километров или до 5-7 километров.
Не выгодно увозить
По мнению пчеловодов, их должны были предупредить не позднее, чем за три дня до начала обработки полей. Федеральный закон от 19.07.1997 года №109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» также на стороне пчеловодов. Кроме того, ежегодно на официальном сайте Министерства сельского хозяйства и продовольствия Татарстана публикуются специальные памятки.
– В этих памятках специалистами ГБУ «Управление по пчеловодству республики» подробно расписаны правила применения пестицидов при обработке посевов сельскохозяйственных культур. При проведении работ нужно своевременно оповещать владельцев близлежащих пасек. Пчеловодам должны были сообщить о времени, территории и культуре, подвергаемой обработке, – уточнил руководитель управления Фаиз Динмухаметов.
Помимо этого, Фаиз Динмухаметов сообщил, что пестициды делятся на четыре класса опасности для пчел. Первый класс является высоко опасным для насекомых, второй – средне, третий – мало, а четвертый – практически безвреден.
– Но при применении любого пестицида необходимо придерживаться следующих мер: обработку посевов следует проводить в утренние или вечерние часы – при отсутствии лета пчел, при скорости ветра до 4-5 метров в секунду. Погранично-защитная зона для пчел должна составлять 2-3 километра, ограничение лета – от 3 до 24 часов, – дополнил Динмухаметов.
– Эти правила-то и не были соблюдены. Работы по обработке проводились днем. А о том, какой класс опасности у пестицидов нам не сообщили, – дополнила Татьяна Минеева.
– Даже если бы нас, пчеловодов, своевременно оповестили, то нам не выгодно вывозить пчел на расстояние не менее чем 5-7 километров от обрабатываемых полей. И везти их обратно после прекращения цветения обработанных медоносов – не ранее 12-14 дней со времени окончания обработки. Не выгодно и закрывать их в ульях – максимум на четыре дня, – отметил Алексей. – Дело не только в затратах на транспорт, но и в том, что период медосбора – короток: от 20 до 25 дней в июле. Получается, что мы недополучаем до 5 килограммов меда в день.
Кто в ответе?
Никаких извинений и, тем более, денежной компенсации пчеловоды не получили, поэтому решили не откладывать свою проблему в долгий ящик и обратились в прокуратуру и полицию. Сотрудники правоохранительных органов зафиксировали обращения, приняли заявления от Андреева и Минеевой, где был указан причиненный материальный ущерб.
– У каждого из нас ущерб составил около полумиллиона рублей. У Татьяны Алексеевны погибла половина семей из 26, а у меня – больше половины из 37. Остальные семьи сильно пострадали, – сообщил Алексей. По словам пчеловода Андреева, как в прокуратуре, так и в полиции, им ответили одинаково: «Сложившуюся ситуацию они разрешить не могут. Ваши обращения мы направили в Россельхознадзор, который занимается этими вопросами».
По словам официального представителя пресс-службы Россельхознадзора России Юлии Милано, обращения о массовой гибели пчел им поступили из разных регионов страны, в том числе и из Республики Татарстан. Вот только повлиять на ситуацию их служба не может.
– С 2011 года с Россельхознадзора почти полностью были сняты и никому не переданы полномочия по надзору в данной области, – дополнила Милано.
Есть и такая организация, как Роспотребнадзор, куда тоже обратились пчеловоды. Заместитель начальника территориального отдела в Заинске Ринат Насибуллин так прокомментировал ситуацию: «Из нашего района обратились два жителя из Поповки и Утяшкино. Они сообщили, что их не уведомили об обработке полей. Мы отправили запросы главам поселений, которые также не знали об этом, так как их не предупредил владелец хозяйства. Наказание, грозящее нарушителю, – это предупреждение или штраф в тысячу рублей».
Полосатые здоровы
Как рассказал Алексей Андреев, они с Татьяной Алексеевной обратились и в ГБУ «Государственное ветеринарное объединение Казани». Специалисты этой службы зафиксировали массовую гибель пчел. Для надежности пчеловоды дополнительно обратились к специалистам независимой лаборатории из другого региона страны, где им делают несколько экспертиз.
– Таким образом, решили подстраховать себя. С участием специалистов разных служб района были взяты пчелы, мед с пасек, зеленая масса, почва с близлежащих полей – и все это направлено в лабораторию. Одна из экспертиз уже готова, она показала, что пчелы на наших пасеках абсолютно здоровы – никаких болезней у них нет, – добавила Татьяна Минеева.
– Остается дождаться экспертизы, которая покажет, что же на самом деле стало причиной массовой гибели пчел, – дополнил Алексей. – После уже будем действовать по обстоятельствам. Скорее всего, правду и компенсацию нам придется искать через суд.
– Может быть, заинцам и удастся отстоять свою правоту. Вот только проблема-то все равно останется, – объяснил руководитель ГБУ «Управление по пчеловодству республики» Фаиз Динмухаметов. – К сожалению, сегодня нет службы не только в Татарстане, но и в России, которая бы осуществляла контроль за тем, какими химическими средствами, какого класса опасности, в каких количествах, в какое время суток, обрабатываются поля республики и в целом страны. Необходимо либо вернуть эти полномочия Россельхознадзору, либо создать новую организацию.
Фото из архива редакции
На заметку: Если у вас, уважаемые сельчане Заинского района, есть проблемы, о которых вы хотели бы рассказать, и чтобы о них написали в газете, то обращайтесь по телефону горячей линии: 7-15-12 или приходите в редакцию по адресу: улица Ялчыгола, дом 9. Возможно, совместными усилиями сложная ситуация решится быстрее. Горячая линия для жителей сел и деревень открыта в рамках проекта «Сельский маршрут». |
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев