Наперегонки с огнем
В этом году пожарная охрана отмечает свой 370-летний юбилей, а заинские части празднуют еще две памятные даты: 45-летие 41-й пожарно-спасательной части и 25-летие ПСЧ-88. Пользуясь случаем, рассказываем о том, почему заинцы выбрали эту работу, о чем не рассказывают дома, и как чувство юмора спасает в любой ситуации. Первым героем серии публикаций о пожарном карауле стал старший инструктор по вождению пожарной машины, прапорщик Владислав Батаев.
Владу – 29 лет, из них 8 – трудится пожарным. Он – водитель: привозит команду на пожар, подает воду в рукава, следит за направлением ветра, чтобы огонь даже близко не подошел к пожарной машине. Это он выслушивает бесконечные жалобы на пожарных и на извечный вопрос: «Что случилось?» и привычно отшучивается: «Учения».
Свой путь в профессии начал во время службы в армии. Его как выпускника колледжа с профессией «мастер сельскохозяйственного производства» и опытом вождения и ремонта трактора, комбайна и «КАМАЗа» направили в Кировскую область в ракетные войска стратегического назначения, военную команду противопожарной защиты и спасательных работ (военизированный аналог пожарной охраны). При отборе Влад успешно сдал тестирование на знание техники, его назначили водителем.
– Меня удивило, что люди там так бедно живут: почти соломенные крыши, газа нет, дома отапливают мазутом. Конечно же, в таких условиях пожарная безопасность на низком уровне: в день случалось по 9 выездов (для сравнения у нас в среднем не больше 6 выездов за смену, как правило, и то чаще всего на тушение травы выезжаем), – говорит Влад.
После окончания службы Влад решил продолжить карьеру пожарного – устроился водителем в старозаинскую часть пожарной охраны, через пять месяцев ему предложили место в городской команде.
Как и для многих пожарных Владу нравится его работа за возможность помогать людям: «Мы выручаем людей в опасные моменты – это самое главное». Очень приятно, когда говорят: «Спасибо», чаще всего это бывает, когда спасатели выезжают «вскрывать» квартиры – к примеру, если ребенок случайно закрылся дома один и не может выйти.
Также ему нравится коллектив, в котором шутки ценятся на вес золота: «У нас все юмор понимают, никто не обижается, потому что ничего обидного не говорят. Любую шутку можно так раздуть, что все смеяться будут».
В команде все понимают друг друга с полуслова: «К примеру, во время тушения пожара начальник караула в мою сторону голову повернул, и я уже знаю, что нужно добавить или убавить давление в рукавах, или ко мне идет пожарный – ему нужно подать багор, лестницу или лопату. Если в деревенском доме дверь не открывается, то к машине за ломом идут, я его сразу же достаю и передаю». Влад помогает накинуть на плечи пожарным аппараты газодымзащиты, потому что в объемной боевой одежде пожарным бывает непросто это сделать. Кажется, что это сущие мелочи, но такая слаженность в работе позволяет эффективнее действовать при пожаре – экономить порой решающие секунды времени.
Во время выезда на Владе лежит большая ответственность – безопасно провести машину до места пожара, тяжелая техника может застрять в снегу: тогда вытаскивать ее придется всей пожарной команде – драгоценное время, так нужное на тушение, будет потрачено впустую. А ездить приходится и по раскисшим весенним полям, и узким дворикам, и свалкам.
– Иногда у личного состава паника начинается. Говорят: «Туда не лезь, мы сейчас там застрянем!» Бывает, в самом деле застрянешь – приходится копать или толкать, но это очень редко случается, – говорит Влад. – Почему приходится рисковать и ехать по такой дороге? Потому что это самый короткий, а иногда единственный путь к пожару. А наша задача – как можно быстрее приехать и «развернуться». Когда едешь по бездорожью, то самое главное – машину не повредить и не перевернуть, иначе очень много времени потеряется: второй пожарной команде придется стартовать с нулевой точки.
Самое нелюбимое время года – зима. Машина «любит» садиться в сугроб. Тут самые верные помощники – лопата, домкрат и опыт – Влад знает, как лучше всего раскачивать машину, чтобы она не зарылась еще глубже и сцепление не сгорело. Под его руководством машина пару раз садилась в сугроб, когда он вез команду к гидранту на заправку после пожара.
– Когда въезжаешь в грязь или снег – газ не отпускать, ехать и ехать, на месте нужно быстро ориентироваться, где повернуть влево или вправо без единого тормоза, – говорит он.
Влад отлично знает улицы города и расположение домов. Даже если едет на легковой машине, то прикидывает, с какой стороны можно будет подъехать к дому (если что-то случится), знает где расположены все колодцы для заправки водой, даже знает, где давление лучше, а где хуже. В уме может воспроизвести дорогу к 20 самым мощным гидрантам, расположенным в разных частях города. Сложнее с колодцами в селах района, иногда зимой их не чистят и приходится лезть в сугроб, чтобы добраться до источника воды.
– Если не знаю какой-то адрес, то командир смотрит в планшете, как проехать, и направляет меня, специальных навигаторов нет – все в голове, – признается Влад.
Если горит дом или баня (а это случается часто), то Влад должен быстро оценить обстановку, поставить машину так, чтобы при усилении или смене направления ветра огонь не пошел в сторону машины.
Сложнее всего Владу работать на пожарах с гибелью людей. Он вспоминает случай, когда человека нашли на пороге сгоревшего дома: «Понимаете, он почти дошел до выхода из горящего дома – не хватило буквально полметра». Также трудно бывает пережить эмоции после работы на месте ДТП со смертельным исходом, особенно, если в числе погибших – дети. «Дома о таких случаях не рассказываю. Смысла об этом говорить нет. Иначе придется постоянно с психологом работать. Чтобы не жить с этим, стараюсь не брать близко к сердцу».
В гараже боевых машин есть два «ЗИЛа» 1991 и 2001 годов выпуска, «КАМАЗ» 2009 года выпуска и автолестница (по которой спасатели добираются до верхних горящих этажей здания) 1988 года выпуска. Вся техника изношена на 100 процентов. Три из них вместе со своими коллегами обслуживает Батаев. К технике относится как к живому человеку. «На этой машине много ответственности за жизни людей. Вот сейчас в ней один пневмогидроусилитель не работает, это как будто у человека одну почку вырезали – организм функционирует, но хуже. К примеру, когда он работает, могу включить насос как из кабины, так из заднего отсека машины, а сейчас приходится сначала в кабину бежать, потом обратно, а это все лишние движения и только время теряешь».
Ремонт машин для Влада – не только служебная необходимость, но и любимое хобби, которым занимается в свободное от работы время.
Насколько бы срочным ни был выезд – вести машину нужно предельно осторожно, соблюдая все правила дорожного движения. Если пожар без угрозы для жизни людей (например, где-то загорелся мусор), то Влад не включает сирену, только на перекрестках и поворотах – чтобы стать заметнее для других водителей, но не наводить панику среди населения. Ночью, чтобы не будить город громкой сиреной, едет с включенными маяками, но без шума.
Он имеет право проезжать на красный свет светофора, но пользуется этим крайне редко: если пожарная машина попадет в ДТП, то спасать горящий дом будет некому. А такое вполне может случиться, потому что даже машине с включенной сиреной иногда не уступают дорогу.
– Однажды ехали на вызов с включенной сиреной, подъезжаем к пешеходному переходу, все машины посторонились, пропустили, но бабушка-пешеход, не смотря по сторонам, побежала по переходу прямо перед нами – рассказывает наш герой. Хорошо, что я притормозил перед переходом. Эта бабушка ведь не думает о том, что я рискую перевернуть машину экстренным торможением. Самые любимые соседи по дороге – водители большегрузных автомобилей. Фуры всегда уступают дорогу. А есть такие водители легковушек, которые едут посередине дороги – не подвинутся – не понимают, что пожар в любом доме может случиться.
Самые нелюбимые дороги для Влада – это территории рядом с домами в микрорайоне Новый город, особенно 1/05, 1/09: «Это самые узкие дворы – заезжаешь в них и думаешь, как бы не задеть какую-нибудь машину. Очень сложные для проезда дворы, особенно зимой».
Если во время пожара рядовым пожарным не до беседы с жителями, то водитель, безотлучно находящийся рядом с автомобилем, регулярно попадает на шквал критики.
– Хочется, чтобы у людей было понимание к нашей работе, чтобы не было обид с их стороны, – говорит Влад. – Больше всего раздражает, когда жители подходят и начинают учить тому, как тушить пожар. Кричат: «Где вас учили пожары тушить? Да как вы вообще работаете?» Они же не знают, сколько мы учимся (при поступлении на работу пожарные проходят почти полугодовой курс подготовки, затем повышают свою квалификацию каждый год – прим. ред.). Еще когда говорят, что пожарные без воды приехали. Такого просто не может быть! Люди не понимают, что, к примеру, в нашем «ЗИЛе» больше трех тонн воды, и ее можно за 5 минут израсходовать. И мне тут же нужно ехать заправляться водой на ближайший гидрант: минимум 5 минут на заправку уходит, а если давление слабое, то и минут 20 может занять. К тому же люди думают, что вся машина – это сплошной бак для воды, а у нас в каждой машине еще есть бак с пеной, отсеки для хранения инвентаря. Вода закончится – приходит новый зевака, который не видел, как мы воду вылили, и начинает утверждать, что мы без воды приехали. Но что я им могу сказать? Ничего. Не положено».
Фото автора
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Комментарии
0
0
Молодец ! Профессионал своего дела !
0
0