Кукольный мир Амины
Когда руководитель заинского народного театра марионеток «Мальвина» Амина Зарипова с юными актерами ехали в Казань на республиканский смотр-конкурс детско-юношеских любительских и кукольных коллективов «Иделкэем», то уже знали, что победили.
До этого они прошли первый этап: среди множества видеопостановок, представленных театрами не только из разных районов Татарстана, но и из соседних регионов России, были отобраны и попали в четверку сильнейших, которым во втором туре предстояло побороться за победу – гран-при или призовые места.
На суд компетентного жюри на малой сцене театра юного зрителя имени Габдуллы Кариева заинцы представили сказочную новогоднюю постановку по пьесе Олеси Емельяновой «Дед Мороз и Коза-Дереза». Весной, когда на улице капель, и не хватает новогоднего волшебства, юные актеры решили подарить его зрителям – и большим, и маленьким.
Действие сказки происходит в лесу, запорошенном снегом. Коза-Дереза не хочет делиться подарками, поэтому забирает мешок Деда Мороза себе. Лесные звери – волки, лисы, медведи, да разная домашняя живность – овечки, помогают дедушке отыскать заветный мешок. В итоге все герои, в том числе и хитрая Коза-Дереза, получают подарки.
- Сказка получилась. Юный казанский зритель смотрел ее с восторгом. Переживал за главных героев. Одни дети переживали за Козу-Дерезу, когда к ней приближался волк, то кричали: «Беги, беги, беги». Другие малыши хотели вернуть подарки: «Держи Козу-Дерезу». С радостью играли в снежки, которые были раскиданы по сцене. Нам не помешала даже небольшая сцена, мы ведь актеры, поэтому сымпровизировали – играли зрительном зале, - рассказывает артистка театра марионеток Эмилия Гильманова.
Председатель жюри, заслуженный деятель искусств Татарстана и России, режиссер-постановщик Татарского государственного театра кукол «Экият» Людмила Дьяченко, которая сейчас находится на заслуженном отдыхе, поблагодарила заинских артистов за то, что подарили зиму посреди весны и волшебное новогоднее настроение. После Людмила Александровна дала ценные советы и сделала важные замечания, которые руководитель театра марионеток Амина Зарипова всегда записывает и затем обязательно исправляет.
- Людмила Александровна оценивает нас как профессионалов. Никому не дает поблажек. Допустим, она посоветовала то, как во время постановки дети и их герои должны располагаться на сцене, двигаться, говорить или то, как должны выглядеть куклы – с большими глазами, чтобы их было далеко видно, с головой из папье-маше, чтобы она неожиданно не вытянулась во время выступления. Казалось бы, мелочи, но очень важные. В итоге из них складывается победа, - присоединилась Амина Зарипова.
То, кто и какое призовое место занял, держалось в секрете до самого конца. По мнению заинцев, гран-при заслужено получил мамадышский кукольный театр. А наши артисты были удостоены диплома III степени. Свою награду они с гордостью демонстрируют всем гостям, посещающим городской дом культуры в микрорайоне Мирный, где находится народный театр марионеток «Мальвина». Театр располагается в небольшом, но при этом уютном и светлом кабинете. Здесь для всего хватает места: для репетиций, для декораций и для самих кукол.
- Пока куклы отдыхают: не говорят, не поют, не отправляются в путешествие, не танцуют. В отпуске они до следующей репетиции или выступления, - с улыбкой говорит руководитель народного театра. – Сегодня у меня несколько десятков разных кукол: часть из них – на работе, другая – дома. В «домашнем музее» находятся куклы-пенсионеры, уже не выступающие на сцене. Но и выбросить или переделать их рука не поднимается. Это же история моего театра марионеток, которому в этом году исполнилось 16 лет.
Так сложилась судьба Амины Зариповой, что всю свою жизнь она провела рядом с детьми. Работала воспитателем в детских садах «Радуга» и «Алтынчэч», артистом эстрадного театра миниатюр «Зэй утлары» при ДК «Октябрь» (ныне ДК «Энергетик»), педагогом в кружке «Мягкая игрушка» при городском доме культуры. Все это время хотела открыть в городе кукольный театр, однако, чтобы осуществить мечту, не хватало времени. Но в 2003 году сшила перчаточных кукол – Петрушек, когда примеряла их на руки, то разговаривала голосами разных персонажей.
Тогда же рядом со мной появились первые дети, заинтересовавшиеся театром. С помощью Петрушек поставили первые сказки «Каша из топора» и «Летучий голландец». Одна проблема с перчаточными куклами была – они рассчитаны на малые сцены, а на большой их уже не видно. Поэтому на сценических подмостках их сменили тростевые куклы – каждая более 50 сантиметров. Но и они остались в прошлом, потому что были слишком большими и тяжелыми для детей.
- Сейчас мы выступаем только с куклами-марионетками и планшетными персонажами. Они легче по весу и просты в обращении, - объясняет Зарипова. – Создание кукол – искусство. Герои сказок рождаются в творческих муках. Месяц или два, а иногда и полгода, уходит на создание образа волка или медведя, балерины или старика. Рисуется множество эскизов, из них выбирается один. Немало времени уходит на поиск материалов для пошива, куклы шьются по-разному: на швейной машинке и вручную или вяжутся спицами и крючком.
Иногда используются и готовые детские костюмы, так было с волком или с медведем. Только голову из папье-маше сделали, колготки и ботинки сшили. К слову, пошив кукол-марионеток достаточно дорогостоящее удовольствие – одна обходится в две тысячи рублей. Если покупать в магазине, то четыре тысячи. Средств хватает не всегда, поэтому руководитель театра старается участвовать в грантах по линии министерства культуры. В 2016 году она получила грант в размере 260 тысяч рублей, его направила на приобретение радиомикрофонов.
- Микрофоны – требование времени. На сцене юные артисты работают вместе с ними. Дети современные, поэтому привыкли к ним быстро. Сегодня со мной занимаются самые талантливые и смелые ребята. С ними не страшно выступать на районной, республиканской и даже российской сцене. Они разделены на две группы – младшая и старшая. Их возраст – от 7 до 16 лет, - сообщает руководитель театра. – На каждом занятии делаем упражнения на развитие речи и на мелкую моторику. В зависимости от того, на каком этапе находится постановка – мы либо распределяем роли, либо читаем текст, либо пытаемся сыграть эмоции или говорить и вести себя, как коза или волк, либо записываем, либо репетируем на сцене, либо выступаем.
- Когда в первый раз пришли в кукольный театр, боялись сцены, зрителя. Боялись того, что не удастся спрятаться за ширмой, потому что ее нет. Амина Сабирзяновна помогла перебороть страх и полюбить сцену. Сейчас мы в любой ситуации можем импровизировать, даже если слова забываем, - делится впечатлениями артистка театра Алина Усманова.
По мнению детей, с Аминой Сабирзяновной они живут не скучно. Недавно начали реализовывать новый проект «Кукла поможет», в рамках которого выезжают в центр «Радость», где для ребят с ограниченными возможностями здоровья показывают сказки, рассказывают о куклах, делают речевые упражнения или на мелкую моторику. Здорово, когда малыши смеются. Есть у юных артистов и большая мечта: принять участие в большом фестивале кукольных театров, проходящем в Санкт-Петербурге и завоевать гран-при смотра-конкурса «Иделкэем». Все обязательно сбудется – стоит только поверить в себя.
фото автора
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев