«Какая необходимость была ехать ночью?»: Как усталость за рулём приводит к трагедиям
Автоинспекторы и врачи о том, почему водители незаметно засыпают за рулём и как этого избежать
Сотрудники Госавтоинспекции и медики вновь обращают внимание на опасность управления автомобилем в состоянии усталости. На примере недавних ДТП в Татарстане, где погибли люди, эксперты объясняют, как быстро организм водителя отключается от переутомления и какие меры помогут предотвратить подобные трагедии.
Статистика аварий: тревожные цифры
По данным ГИБДД РТ, за первые три месяца 2024 года в республике произошло 754 ДТП, в которых погибли 73 человека и 947 получили травмы. Хотя общее число аварий снизилось на 32 случая по сравнению с прошлым годом, проблема гибели людей из-за усталости водителей остаётся острой.
Дамир Бикмухаметов, замначальника Управления Госавтоинспекции МВД по РТ, подчеркивает:
«С начала года зарегистрированы ДТП, причиной которых стало несоблюдение режима труда и отдыха. Водители часто недооценивают опасность и продолжают движение, несмотря на явные признаки переутомления».
Трагедии, которых можно было избежать
Один из недавних случаев – авария в Актанышском районе 28 марта. Водитель «Лады», уставший после 12 часов пути из Тюмени, уснул за рулём, выехал на встречную полосу и столкнулся с грузовиком. Погибли он сам и его 7-летняя дочь, которая не была пристёгнута. Мать девочки позже объяснила, что ребёнку «было неудобно спать» в ремне.
«Зачем было выезжать ночью? Они проехали больше тысячи километров почти без остановок, передавая руль друг другу. В итоге водитель просто не выдержал», – говорит Бикмухаметов.
Аналогичный случай произошёл 7 апреля в Высокогорском районе: 53-летний водитель «ГАЗа» уснул, вылетел на встречку и погиб в столкновении с грузовиками.
Что говорит закон?
ПДД прямо запрещают:
управлять автомобилем в утомлённом состоянии;
передавать руль уставшему человеку;
нарушать режим труда и отдыха (особенно для водителей грузовиков и автобусов).
Для профессиональных водителей установлены жёсткие нормы:
- не более 9 часов за рулём в сутки;
- обязательный перерыв через 4,5 часа (минимум 45 минут отдыха).
Мнение врачей: почему нельзя переоценивать свои силы
Тимур Хайбуллин, главный невролог Минздрава РТ, объясняет:«Человек физиологически не может бодрствовать дольше 14 часов без последствий. Если вы обычно ложитесь спать в 22:00, то в это время садиться за руль крайне опасно».
Он предупреждает:
Кофе и энергетики дают кратковременный эффект, после которого усталость накатывает сильнее.
Первые признаки засыпания – тяжесть век, расфокусировка взгляда, «провалы» в памяти (когда водитель не помнит последние километры пути).
«Если вы чувствуете, что вот-вот уснёте, немедленно остановитесь. Нормативы ПДД написаны кровью – их нельзя игнорировать», – говорит Хайбуллин.
Технологии против усталости
Современные устройства помогают контролировать состояние водителя:
Тахографы (обязательны для грузовиков и автобусов) фиксируют время за рулём.
Антисонные системы с ИИ анализируют мимику и пульс, подают сигнал при засыпании.
Рустам Хидиятуллин, разработчик таких систем:
«Наше устройство определяет не только усталость, но и стресс, давление, даже предынфарктное состояние. Водитель получает предупреждение, а данные передаются диспетчеру».
Как избежать трагедии? Советы ГИБДД
- Планируйте маршрут с остановками каждые 2–3 часа.
- Не ездите ночью, если не выспались.
- Не надейтесь на энергетики – они не заменяют сон.
- Перевозите детей только в автокреслах (дальние поездки без них – смертельный риск).
- При первых признаках усталости – паркуйтесь и отдыхайте.
«Ваша жизнь и жизни близких зависят от вашей бдительности за рулём», – резюмирует Бикмухаметов.
Вывод: Единственный способ избежать трагедии – вовремя остановиться. Никакая поездка не стоит человеческих жизней.
Фото: © Рамиль Гали / «Татар-информ»
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Читайте новости Татарстана в национальном мессенджере MАХ: https://max.ru/tatmedia
Нет комментариев