Эксперты Татарстана сравнили мартовские референдумы 1991 и 2014 годов
В Экспертном клубе обсудили, чем похожи и чем различаются развал СССР и присоединение Крыма.
В Экспертном клубе общественные деятели и политтехнологи Татарстана сравнили мартовские референдумы 1991 и 2014 годов.
Напомним, что 17 марта 1991 г. состоялся референдум СССР по вопросу сохранения Союза ССР как федерации равноправных суверенных республик. В референдуме приняли участие 80% от числа граждан, включенных в списки для голосования. 76,4% ответили «Да». В итоге, Советский Союз все же распался.
16 марта 2014 года в Крыму и Севастополе был проведен общенародный референдум, в котором более 90% пришедших на участки высказались за вхождение республики в состав России. 18 марта президент России подписал документ, ратифицирующий волеизъявление народа.
Вопрос Экспертного клуба звучал так: Почему коммунистическое руководство оказалось не способным воплотить в жизнь результаты народного референдума 1991 года и стоит ли рассматривать Договор о принятии Республики Крым в Российскую Федерацию и другие интеграционные процессы как исправление ошибок руководителей коммунистической партии конца 80-х?
Руководитель концептуальной площадки «ТатПолит» Руслан Айсин объясняет, что результаты референдумов - не всегда предсказуемое явление: «Не всегда народное волеизъявление и решение политиков идёт в унисон. Бывает что они прямо противоположны. Как это было 30 лет назад».
Эксперт Андрей Большаков, являющийся завкафедрой конфликтологии Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского федерального университета, считает, что людей, голосовавших в 1991 году, попросту обманули.
«Конечно, людей обманули. Персональную ответственность за это несут: Горбачёв, Ельцин, Кравчук, Шушкевич. В настоящее время мы видим болезненный и долгий процесс формирования нового интеграционного объединения вокруг России. Референдум в Крыму был однозначным по своему результату. Крым смог вернуться в состав России и ЕАЭС. Думаю, что воссоздать Советский Союз никто не сможет, да и вряд ли это сегодня необходимо и возможно», - уверен доктор политических наук.
Также по этому вопросу высказался политтехнолог и генеральный директор агентства «Теория Дарвина» Владимир Кутилов.
«К сожалению, референдум 1991 года был реактивной частью большой политической борьбы внутри партийной номенклатуры. Спасти Союз сам по себе референдум не мог - процессы разобщения были запущены, и действующая элита не смогла использовать потенциал народного волеизъявления чтобы переломить ситуацию. Рассматривать крымский референдум в контексте событий начала 90-х, конечно, можно. Но для этого нужно понимать, в какой рамке трактуются последствия произошедших в Крыму событий. И главной рамкой здесь является уже не внутристрановая борьба элит, а позиция международного сообщества и действие глобальных субъектов», - считает эксперт.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев