В Заинском районе прошел первый форум татарских абыстаев
Назывался он «По следам Таджетдина Ялчыгола» и был посвящен изучению богатого наследия татарского ученого и богослова.
В форуме приняли участие абыстаи-преподаватели примечетских курсов. Собравшиеся посетили села Имянлебаш, Куш-Елга, Верхний Налим, где хранятся воспоминания о Ялчыголе и его потомках, помолились памяти хазрата, изучили жизнь и работы Таджетдина хазрата и его потомков.
В Куш-Елге чтят память известных деятелей, людей, которые жили здесь и прославляли село. Участницы форума осмотрели известное в селе место «Родник хазрата» и полюбовались благоустроенной территорией, испили здесь свежей родниковой воды. В память о своем великом прадеде, благоустройством родника занимался праправнук Таджетдина Ялчыгола Асгат Сафаров. Это святое и одновременно современное место отдыха. К роднику ведут отдельные ворота, по всему периметру установлены информационные доски с историей развития села, жизнедеятельности Таджетдина Ялчыгола и его потомков. На территории родника – ключ и два действующих колодца, из которых также можно набирать воду. Много архитектурных элементов в виде мостиков, башни, мельницы и большие солнечные часы с направлением в Мекку.
Семейное древо потомков Ялчыгола – богатое, ветвистое. Людей каких только профессий нет в нем. По признанию самих потомков татарского светила, в каждом из них прослеживается старательность, большое трудолюбие. На протяжении десятилетий потомки Ялчыгола жили на заинской земле и занимались образовательной, медицинской, религиозной деятельностью и внесли свой большой вклад в развитие этих отраслей. Представительницей пятого поколения рода Таджетдина Ялчыгола является Разиля Зиганшина. Она же стала и одним из организаторов форума мусульманских женщин и поделилась последними новостями в изучении наследия хазрата.
«Сегодня на этом форуме собрались те, кто является главными помощниками наших хазратов. Я приравниваю их к жемчужинам, они трудятся в таких направлениях, как религиозное просвещение, укрепление семейных ценностей, сохранение татарско-мусульманских традиций, воспитание детей и молодежи. В ходе сегодняшнего форума абыстаи обсудили то, как повысить эффективность работы в этих и других направлениях, а также больше узнать о наследии Таджетдина Ялчыгола, повысить их осведомленность и в дальнейшем донести ее до своих учеников и последователей.
О Ялчыголе мы знаем не очень много. Он прожил 14 лет в Верхнем Налиме, умер в Имянлебаше, а его дети просвещали население в Куш-Елге. Это большие личности, объединившие три села нашего района, мы не перестаем изучать его последователей. Например, в Верхнем Налиме от Джалалетдина остались его последователи, а в Куш-Елге почему-то еще не удается найти потомков Ялчыгола. Хотя сын Файзуллы хазрата ушел из этого села на войну, вернулся оттуда, мы не можем найти пока продолжателей рода, но не теряем надежды. Недавно мы нашли статью одного из турков и поняли, что Ялчыгола изучают и в Турции. И у нас в Татарстане многие защитили диссертации по творчеству ученого. Лично я занимаюсь научной работой в магистратуре Исламского университета, взяв тему воспитания по работам моего известного предка», – сказала Разиля ханым.
Также потомок Ялчыгола рассказала о том, что его известное произведение «Рисалия Газиза» написано по просьбе дочери. Это произведение является учебным пособием. Таджетдину хазрату очень нравилась заинская земля. Он приложил все усилия, чтобы просветить здешний народ, обучил их грамоте и письму. Сам прекрасно знал арабский, турецкий языки, был человеком энциклопедических знаний.
Напомним, что Ялчыгол завещал похоронить его там, где умрет. В 1838 году он умер по пути к больному в Имянлебаш и был похоронен в этом селе.
В ходе форума сельский имам Сулейман хазрат Гарипов рассказал абыстаям о воспоминаниях, записанных его отцом имамом Мухаммедхади. Он восьмой год служит людям в качестве имама.
«Мои односельчане, в целом жители Нижнебишевского сельского поселения, издавна отличались образованностью. Жители других деревень всегда восхищались образованностью выходцев из нашего поселения. У меня хранятся три записные книжки отца, в которых говорится, что именно последователи Таджетдина Ялчыгола – Фахретдин и Файзулла хазраты – внесли большой вклад в просвещение жителей этого края. Наше село до сих пор чувствует поддержку Ялчыгола. Ведь благодаря изучению исторического наследия ученого в нашем селе обновляются дороги, Дом культуры, построен «Хазрат чишмэсе», который стал украшением села. Мы благодарны Асхату Сафарову, Разифу Каримову за поддержку», – сказал Сулейман хазрат.
Также наследие Ялчыгола исследует и считает его исторически значимым житель села Нижнее Бишево Камиль Нугманов. Он также выступил с познавательной информацией перед абыстаями. В ходе форума мы пообщались и с еще одним интересным хранителем информации – жительницей Куш-Елги Иклимой Юнусовой, которой на днях исполнилось 95 лет. Она 74 года живет на месте, где когда-то жил Файзулла хазрат.
«Я родом из деревни Шикмамаево, а сюда приехала невесткой. Моя свекровь, а ее уже нет в живых 33 года, мне завещала перед смертью: «Молись Таджетдину, Багаутдину, Фахретдину, Файзулле хазратам в каждой молитве, я до этого сама молилась за них». Я исполняю завет свекрови. Когда я была невесткой, рядом с нашим домом стояли два больших амбара муллы с большими воротами. Семья Ялчыгола жила богато, у них было три больших амбара, но они сгорели, а после пожара уцелели только два. Там хранился весь хлеб нашей деревни. Мой отец часто вспоминал, что он брал уроки у них. Обычно сельчане приезжали из соседних деревень с маленькими детьми, чтобы временно остаться в Куш-Елге и получить образование», – рассказала старожилка.
Фото автора
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев