Новости Заинска

г. Заинск

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Тема дня

Наталья Чернова, журналист Республиканского Фонда биографических интервью из Заинска: "Важно беречь человеческие воспоминания"

Каждому знаком теплый трепет в душе, замирание сердца и легкое волнение, которые ощущаешь, держа в руках старинные фотографии, письма, предметы из прошлого. Подобные чувства испытывает Наталья Чернова, только рядом с людьми. Девушка работает в Республиканском Фонде биографических интервью и совсем недавно приехала из Казани в родной Заинск, чтобы снять фильмы...

Каждому знаком теплый трепет в душе, замирание сердца и легкое волнение, которые ощущаешь, держа в руках старинные фотографии, письма, предметы из прошлого. Подобные чувства испытывает Наталья Чернова, только рядом с людьми. Девушка работает в Республиканском Фонде биографических интервью и совсем недавно приехала из Казани в родной Заинск, чтобы снять фильмы о наших ветеранах Великой Отечественной войны и военных действий в Афганистане. В перерывах между съемками она рассказала, почему важно беречь не просто историю, а человеческие воспоминания.

- Наталья, чем тебя привлекла работа в Фонде биографических интервью?

- Я окончила факультет журналистики и социологии Казанского федерального университета, по специальности - социолог, у меня большое желание работать с людьми. Республиканский Фонд биографических интервью - это та работа, где можно не только совершенствовать профессиональные навыки, но и прикоснуться к истории человека, к истории нашей страны. Так как я, помимо всего прочего, занимаюсь поисковой деятельностью, меня это заинтересовало. Всегда ловила себя на том, что ищу солдат, погибших на войне, а с теми, кто выжил, практически не общаюсь. Поэтому воодушевилась: хочу попробовать!

- Получается, на эту работу тебя вдохновила поисковая деятельность?

- В какой-то степени, да. Я занимаюсь поисковой деятельностью уже шестой год. Мама моей одногруппницы в молодости входила в «Снежный десант» - так назывались поисковые отряды, шедшие по боевому пути героев Великой Отечественной войны. Они заходили в военкоматы, искали данные об этих людях, встречались с ветеранами. После рассказов мамы подруга тоже захотела этим заняться, но была уверена, что движение затихло. Каково же было наше удивление, когда мы узнали, что один из профессоров нашей кафедры является начальником штаба такого отряда. Два раза в год мы отправляемся в деревню Мясной Бор Новгородской области. Во время Великой Отечественной войны здесь, на небольшом участке, немцы взяли в окружение Вторую ударную армию А.А. Власова. Генерал-лейтенант в ходе Любанской наступательной операции в 1942 году попал в немецкий плен и пошёл на сотрудничество с руководством Третьего рейха. В СССР он был объявлен предателем, как и его армия. Возможность выйти из окружения была ничтожна, лишь немногим удалось выжить. Большинство солдат - десятки тысяч человек, погибло. После войны останки солдат не поднимали, потому что они считались предателями. Даже те, кто выжил, старались не распространяться о том, что служили во Второй ударной армии. В 60-х годах в Новгородской области была организована первая поисковая работа. В 80-х появилась идея пойти по боевому пути Мусы Джалиля - он был пленен в этих местах. Поисковики увидели останки солдат, которые лежали прямо на поверхности земли и ужаснулись. С каждым годом поиск останков все усложняется.

- Какие личные вещи солдат вы находите? Что из всего этого для вас, поисковиков, ценнее всего?

- Ценнее всего медальоны и именные вещи. По ним можно установить личность солдата, найти родственников, которые не переставали ждать своего близкого человека все эти годы. Расскажу историю, которая произошла не так давно - в августе 2013 года. Во время экспедиции мы нашли именную ложку, которая была подписана «Скида». Слава богу, эта фамилия не такая распространенная. По обмундированию, личным вещам мы поняли, что этот человек был не рядовым, а, скорее всего, младшим политруком. По базе мы нашли его родственников, которые из Украины приехали на захоронение. Для меня было очень важно встретиться с ними. Внучка погибшего была рада, что поисковики подняли останки деда, и теперь родственники смогут прийти к нему на могилу.

- Я слышала, что у солдат считалось плохой приметой подписывать свой именной медальон, и многие из них этого не делали.

- Это довольно спорный вопрос. Некоторые историки соглашаются с данным фактом, другие же считают, что солдаты пытались на чем угодно обозначить свое имя, чтобы не быть безымянными. Медальоны могли выцветать и из-за этого казаться пустыми. В свою очередь, многие солдаты были безграмотными, поэтому не заполняли их.

- С января этого года ты не только ищешь погибших солдат, но и общаешься с теми, кто выжил. Расскажи о том, как построено интервью с героями.

- Четыре камеры и вопросы, касающиеся жизни героя - это все, что нам нужно с технической стороны. У меня в руках пульт управления, с помощью которого я переключаю одну камеру на другую. То есть, я веду беседу, задаю вопросы и одновременно делаю картинку динамичной. Основная моя задача - сделать так, чтобы собеседник переставал замечать камеры. Нам не нужен оператор и другие лишние лица. Мы с героем один на один - я, он и его история, длиною в жизнь. Как правило, интервью идет два часа, но иногда оно длится гораздо дольше. Некоторые из них продолжались по пять часов.

- После таких длительных бесед ты не чувствуешь себя выжатой, опустошенной?

- Нет, после интервью у меня, наоборот, появляется какое-то воодушевление, эмоциональный подъем. Усталость приходит позже. Просто ты понимаешь, что человек рассказывает всю свою жизнь, доверяет тебе ее, как самому близкому и родному человеку.

- Как ты настраиваешь героя интервью на «нужную волну»? С какими вопросами ему приходится сталкиваться во время беседы?

- Мы не просто человека расспрашиваем о войне, а начинаем от самых истоков: что герой помнит о своих дедушках, бабушках; где они родились, какой уклад был в семье.

- Можешь рассказать одну из историй своих героев, которая тронула тебя до слез?

- Практически каждая история трогает до слез. Это уникальные люди. Они прожили так много лет, так щедро делятся на камеру своей мудростью, опытом. Многие рассказывают про 19-й век, про удивительное советское время. Вспоминают 1 сентября, какой у них был портфель или что его вообще не было и приходилось носить книги в руках. Меня тронули истории и судьбы людей, которые жили в оккупации. Им приходилось расставаться с родственниками, искать их, ждать всю жизнь, не верить, что их уже нет.

Один из участников Сталинградской битвы рассказывал, что во время войны он работал на теплоходе. Они возили в город еду, боеприпасы. Мужчина описывал то чувство, которое испытывал во время рейсов: когда ты на земле - ощущаешь себя в безопасности, а когда вокруг вода - это страх и безысходность.

Ребенок войны вспоминал, как немцы занимали Белоруссию. Всех жителей одного из сел отправляли в другую деревню, а дед мальчика не мог идти, мать осталась со стариком. После войны разлученные родственники никак не могли встретиться. Позже выяснилось, что ту деревню, где были дед и мама, сожгли. Герой моего интервью признался, что до сих пор надеется, что мама еще жива.

- Как появилась идея сделать фильм о заинских ветеранах?

- Это была моя инициатива поехать в Заинск. Я подумала: почему бы не рассказать о наших ветеранах? Мне захотелось ощутить сопричастность к истории родного города. У нас есть практика выезда на съемки в другие районы. Например, недавно мы делали фильм про ветеранов Афганистана в Буинске. Мне очень хотелось бы сделать такой фильм и про заинцев.

У нас много различных проектов, среди которых и «Звезды казанской профессуры», и «Джаз в Казани», и много других интересных проектов и личностей, которые хотят снять о себе фильм для будущих поколений. И все-таки, ветераны, дети войны - в приоритете для меня.

- Твои герои… Они как-то изменили тебя? Твое отношение к жизни, мироощущение…

- Да, безусловно. Ты сопереживаешь им, переживаешь вместе с ними. Ты не имеешь права оставаться безучастным. После каждого интервью я чувствую себя напитанной мудростью этих людей. Многие вещи, о которых они рассказывают, я беру для себя, для личного развития. Эти истории учат бережно и внимательно относиться к своему роду. Мне захотелось узнать больше о своей семье, составить ее древо.

У нашего Фонда есть глобальная миссия - создать биографический фильм о каждом человеке, который мог бы храниться в архиве каждой семьи и передаваться из поколения в поколение. Ведь человек жив до тех пор, пока его помнят.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

 Желаете всегда быть в курсе новостей Заинска? 

 

Добавить в избранное

 

 

 

Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев