Новости Заинска

Елена Коклина, руководитель заинского оркестра: "Дирижер не имеет права на ошибку"

Врач, педагог, преподаватель в музыкальной школе - профессии, которые в равной степени можно назвать и мужскими, и женскими. А если речь идет о руководителе оркестра? Ему приходится не только учить музыке, но и управлять огромным коллективом. Тут нужны воля, характер и твердая рука. Елена Коклина вот уже несколько лет является...

Врач, педагог, преподаватель в музыкальной школе - профессии, которые в равной степени можно назвать и мужскими, и женскими. А если речь идет о руководителе оркестра? Ему приходится не только учить музыке, но и управлять огромным коллективом. Тут нужны воля, характер и твердая рука.

Елена Коклина вот уже несколько лет является руководителем оркестра народных инструментов в музыкальной школе. Оркестр неоднократно становился лауреатом международных, республиканских, всероссийских и региональных конкурсов.

В марте преподаватель была удостоена Гранта Главы Заинского муниципального района лучшим работникам культуры в номинации «Преподаватель». О том, что для нее значит эта награда, трудно ли руководить детским оркестром и как найти себе занятие по душе нам рассказала сама Елена Коклина.

-…Вы будете смеяться, но мама в музыкальную школу меня буквально за ручку привела.

- Вам хотелось заниматься?

- Как и всем детям, по началу, нет. Особенно в первом классе: занятия казались скучными, нудными и совершенно неинтересными. Однако, чем старше становилась я и чем выше класс, тем больше желания было идти в музыкалку. День за днем, урок за уроком нравилось заниматься все больше. Я окончила музыкальную школу в Набережных Челнах по классу домры, потом поступила в самарскую Академию культуры и искусств. Так все закрутилось, завертелось…Теперь не могу представить свою жизнь без музыки.

-Кто-нибудь еще из Вашей семьи был также увлечен музыкой?

-Нет. Ни родители, ни брат, никто кроме меня не занимался игрой на музыкальных инструментах. Сейчас вся моя семья - музыканты. Дочка окончила музыкалку по классу фортепиано, сын учится игре на саксофоне. У детей есть все данные для этого, они с огромным желанием ходят на занятия.

-У Вас никогда не возникало сомнений в правильности выбранной профессии?

-Нет, такого никогда не было. У меня всегда была уверенность в том, что я все делаю правильно. На моем пути были хорошие учителя, которые дали столько знаний, что сейчас мне есть куда их приложить. Есть удовлетворение от работы, и это самое главное!

-Вы возглавляете оркестр народных инструментов и ансамбля домристов. Скажите, настолько это сложно - быть руководителем?

-Управлять таким большим коллективом совсем непросто. В составе оркестра - домры, балалайки, баяны, аккордеоны, гусли, ударные инструменты. И все это многоголосие должно стать единым целым, одним большим «инструментом», которым управляет дирижер. В то же время, если у детей есть живой интерес к тому, что мы делаем, их несложно организовать.

-Детям трудно сыграться в оркестре? Первая репетиция ребят, которые еще ни разу не играли вместе - мне кажется, их безумно сложно организовать…

Реклама

-Действительно, первое время ребятам приходится нелегко: они ведь не профессионалы, а всего лишь дети. Некоторые из них и вовсе осваивают новые инструменты, например, баянисты играют на балалайках. Мы тщательно планируем работу. Даже все эти весенние каникулы репетировали, готовясь к конкурсу. Дети очень любят поездки, выступления, и это для них является самым мощным стимулом. Ставим цель и постепенно идем к ней, путем репетиций. В течение года они нарабатывают навыки совместной работы. В оркестре тоже очень важно умение работать в команде! Ребятам нужно чувствовать не только друг друга, но и меня. Кто-то в первый же год занятий начинает выезжать на конкурсы, кому-то требуется чуть больше времени для репетиций.

-В любом коллективе есть свои лидеры. Иногда им довольно сложно сработаться с остальными, из-за своего стремления быть на шаг впереди. Как Вы находите к ним подход?

-Согласна, лидеры есть всегда. На репетициях, они, конечно, «выпрыгивают», показывают себя, но на конкурсах все едины. Мы сейчас говорим не о выскочках, а о тех, кто проявляет незаурядные способности. Такие дети, как правило, и в оркестре занимают лидерские позиции и места. Во время выступления оркестр «живет и дышит» как единый организм, и дети это прекрасно понимают. Они делают все возможное, чтобы выступить на высоте.

-Как Вы подбираете репертуар для оркестра?

-Я очень тщательно отношусь к выбору репертуара, стараюсь выбирать яркие и интересные произведения, которые дети будут играть с удовольствием. Мы сотрудничаем с альметьевскими, казанскими преподавателями, у нас идет постоянный обмен опытом. Еще один неиссякаемый источник для вдохновения и новых идей - Интернет. Бывает так, что нахожу интересную композицию и затем мы перекладываем ее, например, с духовых на народные инструменты.

-Главное качество, которым должен обладать руководитель оркестра?

-Этот человек должен болеть делом, которым он занимается, заражать детей своей энергией, неиссякаемым интересом к музыке. Не менее важны организаторские способности, потому что у нас много поездок, участий в конкурсах, в концертах. Дети охотно помогают мне в работе: если поставить перед ними определенные задачи на организаторском уровне, они очень ответственно подходят к этому. Старшие подсказывают идеи для выступлений, и их мнение очень важно для меня.

-Случались ли какие-либо интересные случаи, казусы на выступлениях?

-Само собой, без этого никак! В прошлом году мы поехали с ансамблем на конкурс в Набережные Челны и…забыли костюмы. Утром, как и полагается, собрались около музыкальной школы, сели в автобус и отправились на выступление. Когда прибыли на место, я сказала девочкам, что пора переодеваться в костюмы. Трое из пяти начали одеваться, а еще двое стояли в замешательстве: «А где наши? Мы думали, вы их взяли». Оказалось, что они оставили их в музыкалке. Мы начали звонить в заинское такси, искать машину и человека, который бы привез нам костюмы. В итоге не только достойно вышли из ситуации, но и заняли гран-при.

Еще один случай произошел уже с оркестром. Мы приехали в альметьевское музыкальное училище на конкурс, и там отключили свет. А у нас бас-гитара. Я подошла к членам жюри: «Как нам выступать? Играть без бас-гитары - это значит, провалиться». Наше выступление было предпоследним и прямо перед нами дали электричество. Это было дело случая, но нам невероятно повезло! Тогда мы заняли призовое место.

Такие моменты для руководителя - хорошее испытание на скорость реакции, находчивость и умение быстро сконцентрироваться на проблеме.

-Не так давно Вы были удостоены Гранта Главы Заинского муниципального района лучшим работникам культуры в номинации «Преподаватель». Что для Вас значит эта награда?

- Эта награда - признание. Мой стаж работы - 22 года, за это время и результатов было немало. Радует, что ученики радуют своими успехами: становятся лауреатами республиканских и международных конкурсов, некоторые из них решают связать свою жизнь с музыкой. Нам всегда есть, к чему стремиться!

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: