Новости Заинска

Журналист меняет профессию: библиотекарь

Журналист «Нового Зая» на один день стал библиотекарем в центральной библиотеке. Все по-настоящему - живые посетители, настоящие книги, непридуманные истории и реальные цифры статистики. Перед тем, как дойти до нового рабочего места - детского абонемента - заглядываю в читальный зал, чтобы прихватить с собой книги по истории Заинска. Они нужны...

Журналист «Нового Зая» на один день стал библиотекарем в центральной библиотеке. Все по-настоящему - живые посетители, настоящие книги, непридуманные истории и реальные цифры статистики.

Перед тем, как дойти до нового рабочего места - детского абонемента - заглядываю в читальный зал, чтобы прихватить с собой книги по истории Заинска. Они нужны для подготовки одной статьи. Мне предлагают одну книгу, беру четыре. Директор библиотеки, провожающая меня на место «работы», хитро посматривает на стопку книг и улыбается. Нужные для изучения страницы уже заботливо открыты библиотекарем. Яскладываю раскрытые книги стопкой и спускаюсь в детский зал, кладу книги на нишу в глубине стола. Нужно выписать всего несколько цифр…

Сложная система

За несколько минут после беглого знакомства, библиотекарь Валентина Давлетшина с 27-летним стажем объясняет мне, как правильно заполнять формуляр. Если книгу сдают, смотрим номер на второй странице издания, сверяем с тем, что в карточке, и если соответствует - принимаем книгу, а в формуляре вычеркиваем соответствующую запись. Выдавать книги уже сложнее. Во-первых,не забыть написать в книге до какого числа и кому выдана, во-вторых, книги нужно найти. Кажется, несложно - в детском разделе библиотеки всего 4 ряда стеллажей, книги рассортированы по тематике и алфавиту. Есть отдел с русской классикой, сзарубежной, для самых маленьких. Вроде все поняла в сложной системе расстановки книг, и ищу былины Толстого в нужном месте. Вот он,тот самый стеллаж с книгами Толстого! Правда, вместо затребованных посетителем сказаний о подвигах Ильи Муромца - только «Гиперболоид инженера Гарина»… Поиски придется начать с нуля.

Начитанная детвора

Мои первые посетители - мальчишки. Они сдают Пушкина и Джека Лондона, просят Пришвина и Марка Твена. Книги, которые приносят читатели, нужно складывать стопкой, на первый взгляд,хрупкую тумбочку. Как она выдерживает толстенные стопки книг, собирающиеся в течение дня - загадка, ответ на которую находится позднее. Просто каждую свободную минуту библиотекарь использует с максимальным результатом. Если не найти времени в течение дня, чтобы разложить книги по местам, к концу дня стопка может добраться до потолка.

Техника будущего

Перед каждым сотрудником библиотеки стоит компьютер. Выключенный. Сейчас все процессы выполняются вручную. Материальная база для того, чтобы выдавать книги, как продукты в магазине - по штрихкоду - активно приобретается. Переход к новой системе - процесс долгий и постепенный, но необходимый. Надеюсь, что в будущем она облегчит работу.

Нестареющая классика

Вот мальчишкапросит у меня «Ночь перед Рождеством». Чудовищно путаясь в нумерации стеллажей, разыскиваю полку с буквой «Г», по моей логике где-то там должен оказаться томик Гоголя. После 3 минут бессмысленных блужданий и взглядов в сторону нарастающей очереди, прошу помощи у наставника. Книга в мгновение ока находится…в противоположном конце зала. Изданиеразмером с половину альбомного листа хорошо лежит в руке, украшено красивыми иллюстрациями итекст написан большим шрифтом, удобным для чтения. Мечта, а не книга, правда, с оговоркой - лет десять назад. Тогда она не рассыпалась в руках и не пестрила многочисленными заплатками. Немножко совестно давать мальчугану такую потрепанную книгу, пытаюсь отвлечь его внимание от стертых добела уголков обложки и почти выпадающих страниц: «Смотри, какие интересные картинки!». Парень лишь хмурит брови: «Это вся книга? Мне полное произведение нужно!». Лихорадочно открываю последнюю страницу, перечитываю концовку, сверяю с тем, что осталось в памяти: «Вроде, вся». На всякий случай смотрю содержание(ищу пометку), нахожу только указание на то, что в книге опубликована повесть. А вдруг не вся? Переадресовываю вопрос библиотекарю, получаю долгожданный утвердительный ответ. Выдыхаю, заполняю найденный формуляр, отдаю книгу с надеждой, что произведение мальчугану понравится. Он кивает, но не уходит - просит книгу для братишки: «Какую-нибудь для него дайте, пожалуйста, он маленький ещё». Снова перенаправляю вопрос на наставника, которая рекомендует «Цветик-семицветик» Катаева и тут же выносит из глубины зала большую яркую книжку. Паренек узнает, сколько стоит завести отдельную карточку, и обещает заглянуть еще раз в течение дня. Когда поток детей ослабевает, спрашиваю: «Почему книги в таком ужасном виде?»

- В первую очередь мы выдаем книги, которые «покрепче», - говорит Валентина. - Книжки-то почти все советские. Пришло время их списывать. В прошлом году больше 3 тысяч книг списали. Но те, которые пользуются большим спросом, оставили.

Все разговоры - мимоходом. В минуту между тем, как закрывается дверь, за одним посетителем входит другой.

Необходимость отказов

Если книгу, которую просит посетитель, не удается найти на полках, информацию ищут в каталоге, где собран список имеющихся в фонде изданий. Если и там нет, издание записывают в специальную тетрадочку. Этот список будут учитывать при покупке новых книг.

Тут мальчишка протягивает, написанный на тетрадном листочке, список из трех книг. Его карточку нахожу в ящике, где хранят формуляр читателей, у которых есть книги на руках. «Ты не сдал книгу?». В ответ: «Что-то не могу её найти». Валентина удивляется: «Как не можешь найти? Ты ее неделю назад брал! Давай, ищи! Найдешь, приходи за новыми книжками!».Пытаюсь заступиться. Но библиотекарь непреклонна-прочитанную книгу нужно сдать. Развожу руками и отправляю парня домой без книги.

Как только очередь заканчивается, открываю блокнот и записываю количество посетителей. С оттяжкой смотрю на принесенные книги по истории, вырываю листок из блокнота - делаю закладки на нужных страницах, и закрываю книги, чтобы переплеты не деформировались. И сразу задвигаю книги подальше - подошел новыйчитатель.

Реклама

Когда клиенты уходят, библиотекарь показывает, как вести дневник учета новых посетителей. К примеру, если человек пришел в библиотеку в первый раз, в специальной тетради ставится точка. Когда приходит во второй - вторая точка, затем еще две точки расставляются таким образом, чтобы получился квадрат. Пятый новый читатель - уже не точка, а линия. Четыре линии, соединяющие четыре точки - 8 новых читателей за день. Девятый и десятый отмечаются перекрестьем в центре получившегося квадрата. Все это нужно для быстрого счета - библиотекарю каждый день нужно заполнять много разных отчетов, поэтому для анализа используется такая система. Быстрота нужна и потому, что поток посетителей не ослабевает ни на минуту.

Аренда золотого фонда

- Мы дома все книги перечитали, теперь к вам пришли, - говорит новая посетительница, пришедшая с дочуркой. Для малышки - это первый визит. Дошкольница, сильно смущаясь, долго бродит по залу, смотрит на красивые выставки книг, заглядывает в аккуратные ящички, расположенные на уровне ее рук, перелистывает странички понравившихся книг.

На новичков нужно завести формуляр. Это уже четвертый новый посетитель за сегодняшний день, я успела научиться заводить «абонементы». Формуляры вместе с корешками квитанций хранятся на нижней полке шкафчика - довольно толстая стопка книг, изготовленных во времена СССР. Начинаю заполнять: по образу это сделать не сложно. Графы «образование» в формуляре нет, эти данные пишут вместо графы «партийность». Получается: партийность - дошкольник. Посмеиваясь, спрашиваю - почему так, отвечают - так принято. «Мы на это внимания не обращаем. Наверное, когда у нас закончатся формуляры, новые напечатают, но ведь мы заводим такие формуляры на ребенка один раз и ведем их вплоть до 9 класса, - говорит библиотекарь. - Поэтому на ближайшие годы нам их точно хватит».

Малышка выбирает «Атлас животного мира» - красивое полиграфическое издание с хорошим качеством печати, чудесными картинками. Прикидываю, сколько такая будет стоить в книжном магазине, и впервые думаю о том, что библиотека - это возможность взять в аренду действительно дорогие вещи.

- Если вы потеряете старую книгу, вам придется отдавать новую, - неожиданно строго говорит библиотекарь. Понимаю после оформления четвертого читателя, что строгость эта больше показная. А формулировка - стандартная -скорее для того, чтобы настроить детей на серьезное отношение к выданным книгам.

Нахожу свободную минуту (ровно минуту!) и переношу свою сумку и книги по истории на подоконник. Обещаю себе непременно заглянуть в них.

В поисках времени

Работаю в полную силу, но, наверное, со стороны посетителей напоминаю Ленивца Флэша из мультфильма «Зверополис». Я умею быстро писать, но все равно фиксирую в формуляр информацию о выдаче книги в десять раз медленнее, чем мой наставник. Пока принимаю одного посетителя, другая обслуживает двоих-троих.

Вместе с мамой приходит еще одна очаровательная кроха: «Мы не помним, какой у нас номер, но мы хотим взять книжку». Я уже знаю, как действовать - нахожу в алфавитном каталоге фамилию, там же номер и с уверенностью начинаю смотреть в общем ящичке (где все строго по номерам). Не нахожу карточку с нужным номером. Я, гордясь собой(уже знаю, как действовать), ищу карточку в соседнем шкафчике, удивляясь: «У вас на руках есть книга?». Мама хмурится на дочь: «Ты что-то не сдала?». Дочь улыбается: «Сдала». Но и во втором шкафу карточки нет. Здесь уже не знаю регламент действий, отвлекаю наставника, она еще раз перепроверяет мои действия. В таком случае тоже есть выход - заводят временный формуляр, заполняют данные. Малышка получает свою книжку и уходит домой, а нам придется в свободное время пересмотреть все два ящика, и найти, куда по ошибке могла попасть карточка. Еще в свободное время нужно сделать отчет, разложить книжки по полкам, побеседовать с родителями о том, какие книги лучше всего читать детям перед сном, и принять телефонные звонки от читателей, которые хотят продлить «аренду» книг и прочее.

Время близится к полудню, мой наставник собирается на обед - библиотека на это время работу не прекратит - её заменит коллега из читального зала. Я вздыхаю с облегчением - стажировка подходит к концу. За чуть больше, чем два часа совместной работы мы обслужили 40 посетителей. Каждые три минуты мы принимали нового читателя. И ведь говорят, что дети не читают книг! Что же было раньше? Забрать у каждого книги, найти литературу, заполнить все отчеты, поговорить с родителями-бабушками-братьями читателей - дать советы - ответить на вопросы. Придумывать и проводить мероприятия - пласт работы, который мы вообще не затронули за время стажировки. Это непросто, но у библиотекарей получается справляться со всеми обязанностями, сохраняя миф о спокойности своей профессии.

Я забираю оставленные на подоконнике, так и не раскрытые книги по истории, и несу их в читальный зал. Книги забирают, мне понимающе кивают, искренне улыбаются и приглашают заглядывать почаще.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: