Новости Заинска

г. Заинск

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Новости

Заинцы на рубежах обороны Москвы

Со времен грозных и драматических событий под Москвой прошло чуть более 70 лет. Но ни на западе, ни в России не уменьшается общественный интерес к историческому анализу битвы за Москву. За эти годы только на Западе изданы сотни монографий, диссертаций, мемуаров, публикаций. Понятно, что не все они отражают объективную оценку...

Со времен грозных и драматических событий под Москвой прошло чуть более 70 лет. Но ни на западе, ни в России не уменьшается общественный интерес к историческому анализу битвы за Москву. За эти годы только на Западе изданы сотни монографий, диссертаций, мемуаров, публикаций.
Понятно, что не все они отражают объективную оценку этих событий, как и значения битвы за Москву. Но все-таки среди трудов серьезных историков есть и весьма объективные оценки.
«Битва под Москвой без сомнения была поворотным пунктом второй мировой войны, даже большим, чем за Сталинград» (Военно-исторический журнал, 1982 год, №4, стр.49). Действительно, аргументы в пользу такого заключения историка очень веские и в главном значении следующие.
Для наступления на московском направлении немцы создали самую крупную группировку войск под названием «Центр» в составе 75 дивизий, из них 22 танковых и моторизованных, что позволило им на главных направлениях наступления создать 6-ти и даже 8-кратный перевес в людских и технических силах.
К примеру, начиная с мая 1940 года, в наступление против Франции, Бельгии, Голландии немецкое командирование ввело в сражение только 17 танковых и моторизованных дивизий. И это против современных армий трех стран. При этом на московское направление были направлены самые лучшие кадровые пехотные и танковые дивизии, самые лучшие офицеры-командиры батальонов, полков и дивизий.
После поражения, нанесенного немецкой армии под Москвой зимой 1941-1942 года, фашистская Германия создать такую мощную для наступления группировку и на таком обширном фронте уже нигде не смогла.
Ни в одном из последующих сражений стрелковые полки и дивизии Красной Армии не испытывали такого недостатка артиллерийской и танковой поддержки в атаках, обеспечения снарядами, минами, автоматами и даже винтовками. К примеру, если в декабрьском наступлении было задействовано 5,5 тысячи стволов, то в Сталинградском наступлении уже 15,5 тысячи стволов, а в боях на Курской дуге - более 333 тысяч стволов артиллерии.
Наконец, результаты этой трагической грандиозной эпопеи, длившейся непрерывно с октября 1941 года и до декабря 1942 года. Благодаря невиданной стойкости красноармейцев и мужеству офицеров стрелковых полков, бригад и дивизий, и в первую очередь поволжских, уральских и сибирских, враг был остановлен буквально у стен Москвы, а затем в декабрьско-январском наступлении разгромлен и под напором войск Красной Армии с большими потерями людского состава и техники в полном расстройстве отступил от Москвы на 150-200 километров, а на некоторых участках фронта - до 400 километров.
Вот так начальник штаба сухопутных войск генерал О.Гальдер докладывал о состоянии немецкой армии на конец февраля 1942 года в ставку главного командования: «Общие потери в войсках на конец февраля 1942 года (не считая потерь наших союзников) составили миллион человек, т.е 31 процент численности сухопутных войск всего Восточного фронта. Эти потери оказались столь ощутимы, что группы армий «Север» и «Юг» ушли в глухую оборону и уже не предпринимают никаких серьезных наступательных операций. Таким образом, ни одна из групп не добилась стратегической цели.
Более того, Россию не удалось отрезать ни от одного из ее морей. По-прежнему продолжает сражаться Севастополь» (Журнал «Москва», 1995 г., №5, стр.120).
Как видно из доклада, Гальдер полностью признает провал всего первоначального плана под названием «Барбаросса».
Необходимо понять и прочувствовать до глубины души весь драматизм обстановки, сложившейся осенью 1941 года у стен Москвы, и как трудно и сложно было создать отпор врагу.
В начале первой декады октября 32-я стрелковая дивизия своими полками встала на Бородинском поле и прочно преградила немцам пути по старой смоленской дороге к Москве. В центре занял позиции 154 артиллерийский полк дивизии.
Одной из батарей 76-миллиметровых орудий этого полка командовал старший лейтенант Иван Яковлевич Курашев, 1911 года рождения, из Заинска.
Артиллеристы 154-го полка в течение недели с 12 по 19 октября огнем девяти своих батарей наглухо остановили танковые колонны противника. Вот как оценил боевые действия 154-го полка генерал-полковник М.И.Сидоров (в то время - командующий артиллерией Западного фронта): «Артиллерия 32 стрелковой дивизии 5 армии в течение 12-17 октября огнем прямой наводкой успешно отразила яростные атаки танков и пехоты противника.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

 Желаете всегда быть в курсе новостей Заинска? 

 

Добавить в избранное

 

 

 

Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев