Новости Заинска

Заинский психолог: ""А ну-ка, садись-ка..." - не начало разговора о наркотиках"

26 июня - Международный день борьбы с наркоманией. Когда нужно начинать беседы с ребенком о вреде наркотиков? Как себя вести родителям, которые узнали о зависимости ребенка? Вопросы непростые, но от этого не менее актуальные и нуждающиеся в советах и рекомендациях. Ответить на них нам помогла психолог центра социальной защиты «Радость»...

26 июня - Международный день борьбы с наркоманией. Когда нужно начинать беседы с ребенком о вреде наркотиков? Как себя вести родителям, которые узнали о зависимости ребенка? Вопросы непростые, но от этого не менее актуальные и нуждающиеся в советах и рекомендациях. Ответить на них нам помогла психолог центра социальной защиты «Радость» Мария Романова.

1. В каком возрасте лучше начинать объяснения о вреде наркотиков?

- Для начала родителям стоит помнить о том, что к психоактивным веществам кроме непосредственно наркотиков принято относить и алкоголь, и табак.

Анкетирование старшеклассников показало, что первое знакомство с сигаретой у большинства школьников происходит чаще всего в возрасте 11-12 лет, а 96% опрошенных уже получили первый опыт общения с алкогольными напитками. Поэтому очень важно, чтобы до того, как возникнет опасность первого опыта, сформировать у ребенка устойчивое негативное отношение к употреблению одурманивающих веществ. Этому способствует ранняя профилактика курения, употребления алкоголя и наркотиков. Как она будет осуществляться, во многом зависит о того, сколько лет вашему ребенку. Рассмотрим поподробнее.

Дошкольники.

Хотя 3-4-летние не готовы изучить факты об алкоголе или наркотиках, они начинают развивать навыки принятия решения и решения проблем, в которых они будут нуждаться позже. Вы можете помочь им развить эти навыки некоторыми простыми методами.
Например, позвольте малышам выбирать свою собственную одежду и не волнуйтесь, что она из разных комплектов. Это позволяет ребенку понять, что вы думаете, что он способен к принятию настоящих решений. Назначьте простые задачи и сообщите детям, как они могли бы помочь.
И подайте хороший пример поведения. Ведите себя так, как вы хотите, чтобы ваши дети себя вели. Это особенно верно в дошкольные годы, когда дети имеют тенденцию подражать действиям взрослых, и учатся таким способом. Так, будучи активным, потребляя здоровую пищу, не употребляя алкогольные напитки, родители преподают их детям важные уроки вначале их жизни.
Возраст 4-7 лет.

В этом возрасте дети все еще думают и учатся главным образом из опыта, и не понимают будущей перспективы как следует. Так что держите обсуждения об алкоголе «в настоящем времени». Свяжите обучение с вещами, которые дети знают и понимают. Например, просмотр телевизора. Когда вы смотрите телевизор с ребенком, вы можете поговорить о рекламе, например. Поощряйте детей задавать вопросы.

Дети интересуются тем, как работают их тела, поэтому 4-7 лет - это хорошее время, чтобы поговорить о поддержании хорошего здоровья и избегания веществ, которые могут вредить телу. Можно поговорить о том, как алкоголь повреждает способность человека видеть, слышать и ходить прямо; как он влияет на чувства людей; что он затрудняет понимание, не слишком ли глубока вода или есть ли поблизости автомобиль. А еще он дает людям зловонное дыхание и головную боль!
Возраст ребенка 8-11.

Поздние годы начальной школы - решающее время, в которое вы можете влиять на решения своего ребенка об использовании алкоголя. Дети в этом возрасте имеют тенденцию изучать факты, особенно новые, и стремятся понять, как вещи работают и какие источники информации доступны для них.

Таким образом, это - хорошее время, чтобы открыто обсудить факты про алкоголь: его длинно- и краткосрочные эффекты и последствия, его физические эффекты, и почему алкоголь особенно опасен для роста и развития.
Детям также может быть сложно устоять перед влиянием друзей. Их интересы могут быть определены тем, что думает их компания. Так, учите вашего ребенка говорить "нет", улавливать малейшее давление. Обсудите важность размышления и осознанных действий. Случайные дружеские обсуждения алкоголя с детьми могут иметь место за обеденным столом, как часть вашей нормальной беседы: "Я читал о маленьких детях, употребляющих алкоголь. Ты когда-то слышал о детях, употребляющих алкоголь или наркотики в школе?"

Возраст ребенка 12-17.

К подростковому возрасту ваши дети должны знать факты про алкоголь, и иметь крепкие убеждения об алкоголизме и наркомании. Постарайтесь укрепить то, что вы уже преподавали им, и сосредотачивайтесь на том, чтобы держать линии коммуникации открытыми.

Подростки с большей вероятностью участвуют в опасных забавах, и их увеличивающаяся потребность в независимости может заставить их захотеть бросить вызов пожеланиям их родителей. Но если вы сделаете так, чтобы ваш подросток чувствовал себя принятым и уважаемым, как человек, вы увеличиваете шанс, что ребенок попытается быть открытым с вами.

Дети хотят быть любимыми и принятыми их родителями, но они нуждаются в определенной степени частной жизни и доверия. Избегайте чрезмерного проповедования и угроз, и вместо этого подчеркните свою любовь и беспокойство. Даже когда они раздражаются из-за родительского интереса и вопросов, подростки все равно признают, что они на своей территории и что здесь они в безопасности.

2. Что и как говорить детям, допустим, до 10 лет?

- Говоря о профилактике употребления психоактивных веществ в дошкольном и младшем школьном возрасте, специалисты в первую очередь имеют в виду формирование у малышей основ культуры здоровья. То есть в этом возрасте основной упор родителям необходимо делать на приучение ребенка к здоровому образу жизни, соблюдению правил личной гигиены, для того чтобы ребенок с детства понимал, как здорово быть здоровым.

Как уже было сказано раньше, в младшем школьном возрасте уже можно открыто обсуждать с ребенком факты про алкоголь и табак, но делать это нужно осторожно. Так как дети этого возраста мало знают о ПАВ, основной упор в профилактических беседах нужно делать на информирование о вреде наркотиков на организм человека.

Еще одним действенным средством профилактики употребления ПАВ в этом возрасте, которым, как психолог, пользуюсь я, и которым с легкостью могут воспользоваться родители, является просмотр мультфильмов.

Мультфильмы, которые я предлагаю использовать («Трубка и медведь», «Пьяные вишни», «Твое здоровье» «Азбука здоровья - Смешарики», «Здоровье начинается дома», «Мойдодыр», «Планета вредных привычек», «Честное крокодильское», «Иван царевич и табакерка», «Тайна желтого куста» и др.), поучительны, подсказывают ребенку, как было бы лучше поступить в той или иной ситуации; рассказывают ему о том, что бывает с теми, кто пробует курить, употреблять алкоголь и как важно следить за личной гигиеной и вести здоровый образ жизни. Таким образом, словно предостерегают ребенка от попадания в подобную ситуацию, дает небольшой жизненный опыт на примере героев.

После просмотра мультфильма необходимо проведение обсуждения и подведение итогов. Дети рассказывают, кто из героев был прав, что нельзя делать и что нужно делать, чтобы расти сильным, здоровым и не болеть. Как надо реагировать, если тебе предложат попробовать закурить, выпить "как взрослые". Что может получиться, если вдруг он все-таки согласится на такое предложение.

3. Говоря с подростками, лучше владеть информацией о…

- В первую очередь, вам предстоит хорошо изучить возрастные особенности ваших детей.

Конечно, каждый ребенок - особенный. Но, во-первых, надо знать общие закономерности физического и психического развития детей в том или ином возрасте, специфику формирования их сознания, взглядов, воли и характеров. А во-вторых, надо разобраться с особенностями именно вашего ребенка. В этом вам помогут учителя той школы, где он учится. Возьмите за правило регулярно бывать в школе.

Во-вторых, узнайте как можно больше о наркотиках, наркоманах и наркотизме.

Почитайте, литература сейчас есть. Попросите, чтобы в школе организовали для родителей встречи со специалистами.

Используя все возможности, постарайтесь составить как можно более полное представление об этом зле и понять, почему наркоманию называют и «социальным СПИДом», и «социальной раковой опухолью». Обратите внимание: все названия несут наименования неизлечимых болезней, чем подчеркивает и почти неизлечимый характер наркомании.

Еще раз хотелось бы заострить внимание родителей на аккуратном отношении к подаче информации о наркотиках - она должна быть адекватна возрасту ребенка и точно соответствовать запросу. Если информации поступает недостаточно, подросток скучает, считает, что с ним обращаются «как с маленьким», и не воспринимает беседу всерьез. В противоположном случае может возникнуть нездоровый интерес и желание проверить, а действительно ли, например, из такого-то лекарства получают путем определенных химических махинаций такие-то вещества.

И последнее, о чем необходимо знать родителям - это о характере отношений между психологической и физиологической зависимостями. На некоторых «удобных» сайтах можно встретить такое выражение: «… (название наркотического вещества) вызывает только психологическую зависимость…» Это не что иное, как самая настоящая ложь. И таких недостоверных сведений очень много. Следовательно, родителям самим необходимо знать и развенчивать перед ребенком «мифы о наркомании».

4. Каких слов лучше избегать, говоря о наркотиках?

- Первое, на что необходимо обратить внимание - это на то, чего делать НЕ следует, а именно: превращать беседу о наркотиках в скучную лекцию. Выглядит это примерно так: «А ну-ка, садись-ка, мне надо с тобой серьезно поговорить…». Будет лучше и эффективнее, если подобный разговор начнется как бы невзначай: после просмотра передачи/фильма на эту тему, во время обсуждения похожего инцидента с родственником/знакомым/одноклассником, то есть так, чтобы родитель не являлся непосредственным инициатором разговора, передавая активность ребенку.

Далее в ходе обсуждения нужно дать подростку возможность высказать собственное мнение о проблеме, и вот здесь кроется «подводный камень» любой профилактической беседы: как бы страшно нам ни было за будущее нашего чада, мы не вправе лишать его выбора относительно его собственной жизни. И дело здесь не только в соблюдении прав человека, а в том, что вещая из ультимативной позиции, мы загоняем подростка в угол, и вся деятельность последнего будет описываться одним словом - сопротивление.

Следующий важный момент - это не перестараться со «страшилками». Так родители достаточно часто используют подобные фразы: «Если ты будешь курить, у тебя через несколько недель начнут кусками отваливаться лёгкие…» Давайте положим руку на сердце и признаемся самим себе, что это неправда. И заодно зададим себе вопрос: а так ли уж действенна стратегия запугивания? Начнем с того, что «страшилки» вызывают у подростков состояние дистресса, и в зависимости от уровня стрессоустойчивости существует два способа реагирования на неприятную информацию:

1) совершенно ее обесценить и благополучно забыть (высокий уровень стрессоустойчивости);

2) полностью принять информацию без малейшего шанса на ее критическое осмысление и впасть в депрессию (низкий уровень стрессоустойчивости).

Кроме того, рано или поздно подросток обнаружит, что его обманули, и тогда родителям (или педагогам) будет невероятно трудно вернуть себе доверие ребенка.

Другим важным условием я бы назвала отсутствие угроз, даже косвенных. Такие фразы, как: «Если я узнаю, что ты попробовал(а) марихуану…», «если хоть кто-нибудь скажет мне, что ты употреблял(а) наркотики…» лучше избегать. Единственная вещь, которая транслируется ребенку такими фразами, звучит примерно так: «Я не желаю быть в курсе твоих проблем». И не будете. Но это не значит, что не будет самих проблем.

Ну и самое главное, не перестарайтесь. Излишним привлечением внимания ребенка к этой теме вы рискуете спровоцировать нездоровый интерес.

5. Как завоевать доверие и укрепить его, беседуя с ребенком, подростком?

- Может показаться, что, вступая в подростковый возраст, ребенок отдаляется от родителей и живет только своими интересами. Это не так! Семья была, есть и остается наиболее важным фактором, влияющим на его развитие, на формирование личности и мировоззрения. Именно в семье ребенок получает свой первый опыт социального взаимодействия, общаясь с родителями, с братьями и сестрами. Именно неблагоприятная семейная ситуация является источником множества конфликтов между родителями и ребенком в подростковом возрасте. Совместные праздники с участием детей ни в коем случае не должны превращаться в пьяные посиделки. Взрослый в состоянии опьянения, да еще близкий знакомый - совершенно недопустимое зрелище для ребенка, особенно если это отец или мать.
С подростками нельзя обращаться, как с детьми: они не терпят снисходительности и приказного тона. А вот дружеское общение, искренний интерес к делам и чувствам подростков помогут родителям установить с ними тесный контакт, наладить и укрепить отношения.

Реклама

Расставляя акценты в своей беседе, стоит обратить внимание подростка на то, как потребление наркотиков скажется на значимых для него ценностях: что произойдет с его увлечением спортом, математикой, музыкой, танцами и так далее. Подчеркивая достоинства своего ребенка, родители тем самым повышают его семейный статус и значимость, что, кстати, является наиглавнейшим условием успешности любой профилактической лекции.

Несколько правил, позволяющих предотвратить потребление ПАВ подростками:

1. Общайтесь друг с другом

Общение - основная человеческая потребность, особенно для родителей и детей. Отсутствие общения с вами заставляет ребенка обращаться к другим людям, которые могли бы с ним поговорить. Но кто они и что посоветуют Вашему ребенку?

Помните об этом, старайтесь быть инициатором откровенного, открытого общения со своим ребенком.

2. Выслушивайте друг друга

Умение слушать - основа эффективного общения, но делать это не так легко, как может показаться со стороны. Умение слушать означает:

• быть внимательным к ребенку;

• выслушивать его точку зрения;

• уделять внимание взглядам и чувствам ребенка.

Важно знать, чем именно занят ваш ребенок. Иногда внешнее отсутствие каких-либо нежелательных действий скрывает за собой вредное занятие. Например, подросток ведет себя тихо, не грубит, не пропускает уроков. Ну, а чем он занимается? Ведь употребляющие наркотические вещества и являются "тихими" в отличие от тех, кто употребляет алкоголь. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон "говорит" не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым или снисходительным.

Поддерживайте разговор с ребенком, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Например, спросите: "А что было дальше?" или "Расскажи мне об этом..." или «Что ты об этом думаешь?» Любой ребенок хочет чувствовать себя значимым, особенным и нужным. Вы можете помочь своему ребенку развить положительные качества и в дальнейшем опираться на них. Когда ребенок чувствует, что достиг чего-то, и вы радуетесь его достижениям, повышается уровень его самооценки. А это, в свою очередь, заставляет ребенка заниматься более полезными и важными делами, чем употребление наркотиков.

3. Ставьте себя на его место

Подростку часто кажется, что его проблемы никто и никогда не переживал. Было бы неплохо показать, что вы осознаете, насколько ему сложно. Можно рассказать какие-то похожие истории из вашего детства или ваших знакомых. Договоритесь, что он может обратиться к вам в любой момент, когда ему это действительно необходимо. Главное, чтобы ребенок чувствовал, что вам всегда интересно, что с ним происходит. Если вам удастся стать своему ребенку другом, вы будете самым счастливым родителем!

4. Проводите время вместе

Очень важно, когда родители вместе занимаются спортом, музыкой, рисованием или иным способом устраивают с ребенком совместный досуг или вашу совместную деятельность. Это необязательно должно быть нечто особенное. Пусть это будет поход в кино, на стадион, на рыбалку, за грибами или просто совместный просмотр телевизионных передач. Для ребенка важно иметь интересы, которые будут самым действенным средством защиты от табака, алкоголя и наркотиков. Поддерживая его увлечения, вы делаете очень важный шаг в предупреждении от употребления ПАВ (психоактивных веществ).

5. Дружите с его друзьями

Очень часто ребенок впервые пробует ПАВ в кругу друзей. Порой друзья оказывают огромное влияние на поступки вашего ребенка. Он может испытывать очень сильное давление со стороны друзей и поддаваться чувству единения с толпой. Именно от окружения во многом зависит поведение детей, их отношение к старшим, к своим обязанностям, к школе и так далее. Кроме того: в этом возрасте весьма велика тяга к разного рода экспериментам. Дети пробуют курить, пить. У многих в будущем это может стать привычкой. Поэтому очень важно знать друзей, с которыми общается ваш ребенок.

6. Подавайте пример

Алкоголь, табак и медицинские препараты используются многими людьми. Конечно, употребление любого из вышеуказанных веществ законно, но здесь очень важен родительский пример. Родительское пристрастие к алкоголю и декларируемый запрет на него для детей дает повод обвинить вас в неискренности, в "двойной морали". Несовершенные сами, мы не можем вырастить совершенных детей!

6. Если вы подозреваете, что ребенок уже употребляет наркотики, как правильно себя вести родителям?

- Если у вас появились подозрения, что сын или дочь начали употреблять наркотики, советуем обратиться за помощью к квалифицированному психологу. Это поможет вам своевременно найти контакт с ребенком и избежать больших проблем. У вашего ребенка могут быть неприятности со сверстниками (например, вымогательство денег), неразделенная любовь и многое другое.

Если ваши подозрения не напрасны, вы обязаны провести первый разговор. Такой разговор должен быть абсолютно спокойным, но жестким, он сразу даст понять вашему ребенку, что шутки кончились - его контролируют и все, что с ним происходит, не остается для родителей незамеченным. Перед тем, как провести с ребенком серьезный разговор, составьте для себя список доводов, чтобы разъяснить, почему возникла потребность в таком разговоре.

Будьте готовы, что разговор вызовет у вашего ребенка раздражение. Нужно ожидать, что ребенок попробует «надавить» на ваши чувства. Но ваша твердая позиция будет для него наилучшей заботой.

Если вы подозреваете, что ваш ребенок употребляет наркотики, не делайте вид, что ничего не случилось. Не тяните время - обратитесь к специалисту-наркологу. Не следует бояться слова «нарколог», т. к. в данной ситуации помочь вам сможет только профессионал.

Помните, употребляющему наркотики человеку можно помочь избавиться от этой опасной привычки только в том случае, если он сам этого захочет!

Поэтому объясните ему всю опасность употребления наркотиков: первое, что нужно объяснить ребенку, что легких наркотиков не бывает! Наркомания часто начинается с курения какой-то «легкой» травки, а заканчивается наркотической зависимостью!!!

Дайте ребенку убедиться самому в том, что прекратить прием наркотиков самостоятельно практически невозможно. Не уговаривайте его ежедневно пойти к врачу. Пусть он сам примет решение. Вы же можете встретиться с психологом и посоветоваться, как помочь ребенку в такой ситуации.

Ваша задача уговорить ребенка обратиться за помощью к специалистам!

Поддержите его, проявите понимание и заботу. И постарайтесь стать для своего ребенка не врагом, от которого нужно скрываться и таиться, а союзником, который поможет справиться с надвигающейся бедой!

И в заключение несколько дополнительных советов:

1.Постарайтесь так организовать жизнь вашей семьи, чтобы ребенок как можно реже видел своих родственников пьющими алкогольные напитки или курящими.

2.Не курите сами и не позволяйте другим членам семьи или знакомым курить в присутствии ребенка.

3.Сформируйте у ребенка твердое убеждение в том, что алкоголь и никотин - яд и их ни в коем случае нельзя пробовать.

4.Сделайте жизнь ребенка интересной и разнообразной. Если в ней не останется места для скуки и безделья, тогда вашему ребенку не будет нужды искать сомнительные источники «острых ощущений».

5.Помогите ребенку найти «свое» увлечение и научите его получать удовольствие от собственных усилий.

6.Учите ребенка искусству общения. Подскажите ему, как вести себя в сложных ситуациях, помогите найти интересных и верных друзей.

7.Укрепляйте в ребенке уверенность в собственных силах. Не забывайте отмечать его успехи и достижения. Поддерживайте его в стремлении стать лучше.

8.Умейте разделять самого ребенка и его поступки («Я люблю тебя, но не принимаю того, что ты сделал»)

9.Замечайте и поддерживайте успехи ребенка, в повседневном общении используйте любые формы выражения своих теплых чувств («Я рад тебя видеть...», «Я по тебе соскучился», «Мне нравится, как ты ...»)

фото с сайта rebenochek.com

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: