Новости Заинска

Заинский историк рассказал о том, кто такие нагайбаки

Как-то, просматривая одну из папок своего архива с документами по истории Заинска, я обратил внимание на письмо от 17 января 2006 года в адрес Заинского краеведческого музея из Нагайбакского района Челябинской области. Суть его такова. «Уважаемые коллеги! Обращается к вам директор районного музея Тептеев Александр Григорьевич. Поводом к обращению послужило...

Как-то, просматривая одну из папок своего архива с документами по истории Заинска, я обратил внимание на письмо от 17 января 2006 года в адрес Заинского краеведческого музея из Нагайбакского района Челябинской области.
Суть его такова.
«Уважаемые коллеги! Обращается к вам директор районного музея Тептеев Александр Григорьевич. Поводом к обращению послужило то обстоятельство, что ваш краевед В.С.Малахов занимался историей Пугачевского бунта в Уфимской провинции и, в частности, деятельностью атамана нагайбакских казаков В.И.Торнова.
Как вам известно, наверное, мы являемся потомками тех казаков.
Наши предки проживали в Нагайбакской крепости и ее окрестностях с конца XVII века по 1842 год.
В связи с чем и прошу, если возможно, прислать в наш адрес книгу В.С.Малахова «Очерки по истории Заинска…».
«Кроме того, если есть в вашем музее документальные источники периода заселения Закамья, сообщите каковы возможности и условия предоставления копий документов. Ответ необходимо направить по адресу: 457650, Челябинская область, Нагайбакский район, с.Фершампенуаз, ул.К.Маркса, 101, А.Г.Тептееву.
С уважением нагайбак-кряшен (подпись) А.Г.Тептеев».
Книга «Очерки по истории Заинска» издания 1992 года коллегам из Челябинской области была выслана.
По прочтению этого письма сразу возникло несколько вопросов. Кто такие нагайбакские казаки-кряшены, к тому же наши бывшие соседи-земляки? Как они оказались на Южном Урале (в районе города Магнитогорска)? Удивило название районного центра - село Фершампенуаз. Как видит читатель, название не русское и не тюркско-татарское, и не казахское… Как оно возникло?
ИТАК, КТО ТАКИЕ НАГАЙБАКИ?
Они потомки ногайских татар, входивших в XIII-XIV веках в состав Золотой Орды в качестве конных воинов. Отличались дисциплиной, верностью и храбростью. Вели кочевой образ жизни.
После распада Золотой Орды кочевали между Волгой и Уралом. Основное занятие - коневодство и овцеводство.
Ногаи вели с Московским государством большую торговлю. С левого берега Волги у Самары вел знаменитый Ногайский шлях («Ордобазарная дорога»), по которой перегонялись на Русь стада лошадей и овец в десятки тысяч голов.
При Иване Грозном табуны ногайских лошадей, пригоняемых в Москву, достигали 40 тысяч голов.
ПОЧЕМУ ЖЕ АВТОР ЭТИХ СТРОК ОБРАТИЛСЯ К МАЛОИЗВЕСТНОЙ ИСТОРИИ НОГАЙЦЕВ?
Мы, современные жители Закамья, должны знать, что эти места около четырех столетий (XIV-XVII вв.) заселяли (вернее кочевали) ногаи. Будем считать, что они являются коренными жителями этих мест.
В хронике (летописи) «Старинные ханства» известного русского историка-исследователя Н.В.Ремизова сообщается, что «В прежние времена на сей земле (по реке Ик - В.М.) владели ногайцы Саткей и Шамий… После эти владения простирались до рек Зай и Шешма. Здесь поселились ногайцы во главе с Шигалей-Беем» (Справочная книга Уфимской губернии, стр.381, Уфа, 1883).
Известный историк, этнограф, краевед XIX века Р.Г.Игнатьев писал: «… В Мензелинском же уезде недалеко от села Багряж на северо-востоке виден прямой вал на 320 саженей длины, который примыкает с одной стороны к оврагу, а с другой к горе Мыс (вероятно, к Лысой горе - В.М.).
В прежние времена местные жители его называли Ногайским валом (См.Справочную книгу Уфимской губернии за 1883 г.).
По утверждению заслуженного краеведа города Набережные Челны Дубровского Анатолия Григорьевича, «… что одно из таких укрепленных ногайских городищ располагалось на территории современных Наб.Челнов - на Элеваторной горе (А.Г.Дубровский, «Очерки Закамья: ногайская сторона», стр.13, Наб.Челны, 2011 г).
«Челнинцы - ногайцы, - продолжает Анатолий Григорьевич, - успешно боролись с грабителями, нападавшими на торговые караваны, следовавшие по дороге Кама-Юг, потому разбойники стали объезжать ногайский Сарман (современный райцентр Сарманово) стороной и поэтому здесь «всегда было много любивших спокойствие купцов» (там же - В.М.).
Кстати, с Сарманами соседствует ряд других населенных пунктов, жители которых также считают себя потомками ногаев.
Со стороны Казани на юго-восток через реку Каму в районе устья Шумбута - Джукетау пролегал знаменитый ногайский перевоз.
Другой перевоз в низовье реки Камы назывался Мансуровским по имени ногайского князя, известного по историческим источникам XVI века.
И ЕЩЕ ИЗ ДАЛЕКОГО ПРОШЛОГО
В «Булгарских повествованиях» Хюсам-Этдин Булгарский пишет, что устье реки Ирни впадает в Зай. На том месте был хан, называемый Байраш - сын Кули-хана, который пригласил «зимовать Аксак-Тимура (Тамерлана) с войском» - великого среднеазиатского завоевателя, разгромившего в конце XIV века Золотую Орду и Волжско-Камскую Булгарию.
В XIV-XVI вв. часть местных ногаев добровольно приняла христианство-православие и вошла в состав Русского государства на правах служилых людей-казаков. Они охраняли юго-восточную границу государства и активно участвовали в военных действиях в кавалерийских частях русской армии.
Другая часть ногаев, приняв христианство, перешла на оседлый образ жизни к земледельческо-скотоводческому хозяйству. Это те, которые проживают сегодня в бассейне рек Ик, Зай, Шешма, Вятка (Елабужский, Мамадышский и другие районы Предкамья).
Большинство же ногаев приняло ислам.
ИТАК, КАК ЖЕ КОНКРЕТНО ПРОХОДИЛО ЗАСЕЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ ЮГО-ВОСТОКА СОВРЕМЕННОГО ТАТАРСТАНА ДРУГИМИ НАРОДАМИ?
Оно особенно усилилось после присоединения Казанского ханства к России (1552 г). «Юго-восточная группа охватывает казанских татар, постепенно переселившихся в XVI-XVIII вв. из центральных районов бывшего ханства. Сюда входят закамская группа (между Заем и Шешмой) и другие» (А.Х.Халиков, «Происхождение татар Поволжья и Приуралья», стр.14, Казань, 1978).
Заселение русскими этих мест началось с возведения Закамской засечной оборонительной черты (1652-1656 г.г.).
Часть ногаев, перешедших на оседлый образ жизни, приняла название татар. Как уже говорили выше, это - Сарманово, Иляксаз (Илексаз) и многие другие ногайские населенные пункты.
А КТО ЖЕ ТАКИЕ КРЕЩЕНЫЕ ТАТАРЫ СЕГОДНЯ?
Ведь известно же, что «Императрица Екатерина II Великая звалась в татарском народе «Матушкой», поняв все тяготы положения «крещеных татар», в 80-х гг. XVIII века издала указ, по которому отпустила с миром татарский мусульманский народ из насильственного православия в родной ислам.
230 лет - от Ивана Грозного до Екатерины II - таков период существования «крещеных татар» на Средней Волге» (журнал «Витязь», стр.15-16, Казань, 2009 г). Как говорится: стройте мечети, но чур… они не должны быть выше соседней православной церкви.
Вроде бы у нас не стало крещеных татар. Ан нет, официально на территории Татарстана существуют 220 населенных пунктов, в которых проживают крещеные татары (см.журнал «Витязь»).
Вероятно давно следовало бы признать, что кряшены - это не казанские татары, а коренные жители этих мест - тюркоязычные народы ногаи, принявшие православие несколько веков тому назад.
И ЕЩЕ…
В X веке при переселении болгар с Северного Кавказа на Среднюю Волгу, арабский путешественник Эль-Балхи оставил запись, что внутренние болгары - христиане. Другой путешественник, тоже арабский, Ибн-Хаукаль отмечал: «Между внутренними болгарами есть христиане и мусульмане».
Можно уверенно утверждать, что часть современных кряшен является потомками не только ногаев, но и тех далеких булгар.
Известно, что при появлении первых булгарских племен на Волге-Каме эти места посетил христианский епископ Исраил из христианской Албании (это территория современного исламского Азербайджана).
Пускаться в рискованное путешествие во времена столь суровые и непредсказуемые, согласитесь, небезопасно. Были весьма веские причины: духовного владыку заботили единоверцы, жившие на Нижней Каме. Албанский епископ двинулся к волжским булгарам как к заведомо дружественному народу для восстановления прежних культурных и духовных связей, прерванных их перекочевкой в Волжско-Камский регион, а также для установления духовных связей с местным населением - ногаями, принявшими христианство.
Продолжение следует...

Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (1)
Осталось символов:
  • 4 апреля 2018 - 15:15
    Без имени
    Здравствуйте, уважаемый т. Малахов! Уважаемые краеведы и родоведы Екатеринбурга сказали, что нельзя использовать в исследованиях книги Халикова.