Новости Заинска

Воспитание толерантности в подростковой среде

Россия всегда была многонациональной страной. Поэтому вопрос о взаимодействии с этнокультурным окружением для нашего населения, а, значит, и для наших школ всегда был и остается актуальным.

Реклама

Межнациональное общение в подростковой среде отличается сегодня своей агрессивностью. Практически каждый день в средствах массовой информации сообщается о подобных преступлениях, совершенных группами подростков, некоторые из них поражают своей жестокостью.
Подростковый возраст - важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток - уже не ребенок, но еще не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия - это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества - значимый вклад школьного образования в развитие культуры мира на земле.
Если подростки живут в обстановке нетерпимости, а подчас ненависти к представителям других национальностей и этносов, то в большинстве своем, став взрослыми, они будут и дальше сохранять это негативное отношение.
На наш взгляд, необходимо своевременно выявить уровень толерантности и межнационального самосознания подростков. В связи с этим в школах города было проведено анкетирование «Уровень толерантности» среди учащихся 8 классов школ города.
Данное исследование определило, что у учащихся городских школ сформированы навыки и установки, необходимые для успешного взаимодействия с представителями различных культур. При этом понятие «толерантность» является недостаточно близким и ясным для многих из опрошенных.
Ознакомление старшеклассников с этим сложным термином осуществляется в ходе групповых занятий с элементами тренинга во втором блоке программы «Неизведанный этномир».
В ходе занятий подростки, работая с понятием «толерантность», открывают его новые грани и аспекты. Это можно заметить, ознакомившись с определениями толерантности, которые дали старшеклассники:
«Толерантный человек способен понять и простить других людей, он с уважением относится к их привычкам и ценностям» (Алина, 8 класс).
«Толерантность - это, можно сказать, лучшее качество человека. Оно учит людей быть такими, какие они есть, а также принимать других людей такими, какие они есть. Если бы все люди были такими, то мир был бы совсем другим, намного лучше» (Никита, 8 класс).
«Толерантность, терпимость, доброжелательность, взаимопонимание - эти качества очень важны, и они должны присутствовать в каждом человеке, ведь без взаимопонимания и доброжелательности не может существовать дружба, а без терпимости - деловые отношения» (Саша, 8 класс).
По отзывам ведущих, занятия по воспитанию толерантности вызвали большой интерес со стороны администрации школ, учителей и родителей. Они органично вписались в гуманитарные программы, работа по которым уже осуществляется в школах. Многие учителя говорили о возможности включения отдельных занятий и упражнений тренинга в классные часы.
Благодаря данной программе школьники получают новый положительный, эмоционально окрашенный опыт взаимодействия с одноклассниками.
С.Салмина, Ю.Кухаркина,
психологи ЦСОН «Радость»

Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: