Новости Заинска

«Водная» философия заинского тренера по плаванию

В гостиную «НЗ» заглянул человек, которого можно слушать часами, и за которым хочется следовать. Тренер по плаванию Раиса Галимова умеет увлечь за собой и зажечь интерес в окружающих. Она - тренер, научившая плавать не одну сотню детей, взрослых, воспитавшая множество чемпионов. Воспитанники вспоминают о ней, как о капитане с командным...

Реклама


В гостиную «НЗ» заглянул человек, которого можно слушать часами, и за которым хочется следовать. Тренер по плаванию Раиса Галимова умеет увлечь за собой и зажечь интерес в окружающих. Она - тренер, научившая плавать не одну сотню детей, взрослых, воспитавшая множество чемпионов. Воспитанники вспоминают о ней, как о капитане с командным голосом и как о самой любящей второй маме.

Общение с водой
- Уверена, что у вас на этот вопрос обязательно будет мудрый ответ. Раиса Хусаиновна, скажите с чего должно начинаться посещение бассейна?
- С общения с водой. Обязательн6о необходимо поздороваться с ней. Спросить о ее настроении. Вода - живая, все чувствует: приходишь к ней с добрым сердцем, взамен она дает тебе добро. Приходишь к ней со страхом - знай, что страх помножится на десять. Захочешь найти спокойствие или решение проблеме - найдешь. Вода помогает смотреть на многие вещи с совершенно другого ракурса.
- А как сделать так, чтобы философию взрослого человека поняли дети?
- Первое знакомство с водой для детей начинается на балконе бассейна. Они сначала описывают, какая вода - добрая, светлая, чистая, мягкая, прозрачная. Почти всегда мои воспитанники делают только самые хорошие сравнения. Вода внизу все слышит и чувствует, тем самым радуется и принимает маленьких людей. После, прежде чем соприкоснуться с водой, мальчишки и девчонки уже про себя общаются с ней. Дети, куда быстрее взрослого человека, понимают «водную философию».
Для страха нет времени
- Одно дело наблюдать за водой с балкона бассейна - далеко и не страшно, а другое - окунуться в нее. Страху добавляет и неумение плавать.
- Мой принцип обучение детей: «Не оставлять им времени для страха». Познакомились с водой и сразу нужно окунуться в нее. Естественно сначала с поясом, дощечкой, ластами. Постепенно одно за другим все это снимается. Ребенок и сам не замечает, как он отправляется в самостоятельное плавание. Мне остается только направлять его, как правильно дышать, работать руками и ногами. Так, постепенно переходим к изучению стилей плавания.
- Но есть дети, у которых присутствует панический страх воды. Как вы, в первую очередь, справляетесь с собой в таких ситуациях, а потом помогаете им?
- Одновременно сложный и очень хороший вопрос. Всех детей обучаю плаванию по принципу: «Хочу. Могу. Надо». Таким образом, справляюсь с собой. Редко, но ко мне приходят ребята, в глазах которых присутствует ужас и страх. Они боятся, даже подойти к воде, дотронуться до нее. В их обучении использую минимум жесткости, однако она присутствует, и очень много любви и добра. Моя цель - научить таких детей любить воду, а не вызвать к ней отвращение.
- Цель вами достигается?
- Первая радость для меня - видеть ребенка в воде, а вторая - когда он, выходя из бассейна, говорит: «Хочу еще, хочу большего, хочу продолжать общение с водой». Наверно, это есть победа.
Палка = тормоз
- Родители рассказывали, что в их детстве тренеры при обучении плаванию использовали палку. В моем понимании - это непедагогично.
- Палка - огромный тормоз. При обучении детей никогда нельзя брать ее в руки. Если тренер берет палку, значит, он показывает свою неуверенность в способностях ребят. А я уверена в каждом ребенке, что он поплывет сам. В свою очередь, они верят в меня - это видно по их глазам и действиям.
- В вас чувствуется большая сила, энергия, откуда это. Кто вам дал такую закалку?
- В первую очередь, родители - Хусаин и Минжамал Садреевы. Именно эти люди объяснили мне, что нужно учиться - всю жизнь. Они записывали меня в разные объединения. Всем своим наставникам благодарна, но чаще других - вспоминаю преподавателя по хореографии Ольгу Линдер, которая танцевала в знаменитом ансамбле «Березка». С ней мы учились танцевать - изучая движения на французском языке, слушая музыку и ее хлопки. Когда она заходила в хореографический класс мы боялись даже дышать, настолько уважали и ценили ее.
- А вы, как тренер, похожи на
своего преподавателя?
- Если только немного. Однозначно Ольга Линдер во много раз жестче. Но сама стараюсь воспитывать учеников по ее принципу «кнута и пряника». Иногда кнута бывает больше. Дисциплина для меня превыше всего. Иначе не воспитать лидера, чемпиона, не только в спорте, но и в жизни. Еще одной важной составляющей при воспитании победителя лично для меня является научить его правильно распределять свое время, которого должно хватать на школу, на тренировки и даже на многое другое.
Каждый ребенок - гордость
- Вы могли бы состояться в хореографии, вокале, педагогике… Почему выбрали профессию «тренера»?
- Скорее всего, не я выбрала профессию, а она меня (смеется Раиса Ивановна). В 90-е годы при детском саде «Энже» начали строить бассейн. Меня попросили сначала выучиться, а потом стать тренер по плаванию. Мои первые тренерские шаги начались именно оттуда. Но мне этого было мало. Захотелось заниматься с ребятами старшего возраста. Была приглашена на работу в физкультурно-оздоровительный комплекс. Когда в комплексе еще не было бассейна, возила детей на занятия в Набережные Челны.
- Сами, как познакомились с водой - научились плавать?
- Как и многие ребята - в детстве пришла в бассейн. В детском саду и физкультурно-оздоровительном комплексе, будучи тренером, стала осваивать разные стили плавания. Сегодня владею ими в совершенстве, могу продемонстрировать любой. Тогда - в начале пути мне не хватало опыта. Поэтому встречалась с разными тренерами из соседних городов, чтобы узнать у них, как можно больше о правильном обучении детей плаванию, гимнастике, питанию.
- У вас полувековой стаж работы с детьми. Кем из своих воспитанников вы гордитесь?
- Всеми горжусь. Каждый состоялся в жизни: в работе, спорте, семье. Например, четыре моих воспитанника - кандидаты в мастера спорта: Сергей Степанов, Илья Зыков, Максим Хаджаев, Максим Изосимов. Между тем Сергей Степанов входит в десятку сильнейших пловцов Татарстана. Юра Ляпустин - военный, водолаз, служит на корабле во Владивостоке. Айдар Юнусов работает в полиции и представляет честь Набережных Челнов на соревнованиях по плаванию. Мне приятно, что все мои дети крепко дружат с водой.
Принцип трех «Ж»
- Вы ведь учили детей не только плаванию, но и закаливанию. Расскажите, как это было?
- Семь лет занималась закаливанием: бегала по снегу, обливалась холодной водой, зимой окуналась в открытые водоемы. Занятия позволили мне улучшить здоровье - укрепить мое тело и закалить мой дух. Естественно с разрешения родителей в детском саду «Энже» учила малышей правильно закаливаться. С ними мы ходили по снегу и обливались холодной водой. После нескольких подобных процедур - все забывали о том, что такое простуда.
- Раиса Хусаиновна, вы, будучи на пенсии работаете тренером уже больше десяти лет и поступили учиться в университет?
- Сколько лет мне отмерено в жизни, столько и буду учиться. Ведь учиться - это не только быть студентом училища или университета, но и читать философские книги, встречаться с интересными людьми. Официально окончила Челябинское педагогическое училище - дошкольное отделение. Сейчас учусь в педагогическом университете Набережных Челнов на отделении «физической культуры и спорта». Среди молодых студентов - не чувствую своего возраста. Я такая же молодая и полная идей, как и они.
- Банальный, конечно, вопрос, но в чем секрет вашей молодости?
- Ни в коем случае нельзя жить по принципу трех «Д» - доживаю, доедаю, допиваю, а также трех «Т» - тахта, тапочки, телевизор. Помните, на пенсии жизнь продолжается и необходимо жить по принципу трех «Ж» - живу, живу, живу. Надо, как в молодости: жить, получать удовольствие и обязательно заниматься любимым делом.

Ольга Степанова, фото автора.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: