Новости Заинска

Водитель школьного автобуса из Заинска: «Дети как пружины!»

25 октября празднуется День работников автомобильного транспорта. В преддверии праздника «Новый Зай» рассказывает о смущенном под вспышкой фотокамеры рядовом водителе школьного автобуса, который провел за рулем 43 года. Асхать Ибрагимов проехал тысячи километров дорог, доставил до места назначения сотни тонн груза, не расставался с «баранкой» ни в холод, ни в...

25 октября празднуется День работников автомобильного транспорта. В преддверии праздника «Новый Зай» рассказывает о смущенном под вспышкой фотокамеры рядовом водителе школьного автобуса, который провел за рулем 43 года.

Асхать Ибрагимов проехал тысячи километров дорог, доставил до места назначения сотни тонн груза, не расставался с «баранкой» ни в холод, ни в жару. Он по-доброму щурится, улыбается и с опаской поглядывает на диктофон. Ему сейчас почти 63 года, и каждый рабочий день он возит ребятню на учебу в Поручиковскую основную общеобразовательную школу.

- С детьми-то не я езжу, - спешит пояснить Асхать Салахутдинович. - Я только машину вожу! С детьми сопровождение ездит… Но с ними интересно, конечно, с детьми! Некоторые шальные, некоторые спокойные, скромные. И мы, наверное, такие были! Как пружины они! Их не утаишь!

Глядя на детей, водитель вспоминает своё детство.

- У меня-то школа рядом была, метров 200 всего. Вот с соседней деревни ребята по 4, по 7 километров ходили! - говорит мужчина.

К своей работе Асхать приступает засветло. В 5:45 он уже выезжает: сначала на заправку, потом на старый вокзал, потом отвезти учительницу по математике, забирает сопровождающего и едет в Нератовку за детьми.

- С Нератовки пятеро, с Канаша трое, восемь из Сарапалы, - перечисляет Асхать Салахутдинович численность своих пассажиров. - Ни разу не было, чтобы они на автобус опоздали.

Своих юных пассажиров Асхать всех знает поименно. Ему нет никакой разницы, что ребенок несет в своем дневнике - двойки или пятерки. Для него они все равны. Все разные, все даже чуточку, по-своему, любимые.

- По именам уж всех знаю, а кто как учится - это нет. Они и здороваются, и прощаются. Они воспитанные, так вот, - говорит он.

Профессия водителя, сопряженная с ежедневным общением со школьниками поневоле учит общаться с ребятней по их правилам.

Дорога, по которой ежедневно курсирует водитель, оставляет желать лучшего.

- За день километров 40 плохой дороги проезжаю: 20 туда, 20 обратно - там насыпь: глина с крупными камнями, и щебенка тоже есть. В непогоду эта глина как мыло становится. Зато остальное - асфальт, - рассказывает Асхать Ибрагимов. - На автобус жалоб нет, запчасти, когда надо, дают, все нормально. И зарплата нормальная! И аванс, и получка - вовремя. В наше время как раз вовремя надо! Вот это всё - самое главное.

В профессию Асахть пришёл в 20 лет, начинал в «Волгоэнергомонтаже». За время работы он возил и металлоконструкции, и кислород, и пропан, позже доставлял сельскохозяйственные и пищевые грузы, 13 лет возил печенье с заинской «кондитерки». Перечислять все города, в которых по долгу службы удалось побывать, Асхать Салахутдинович может долго: Самара, Волгоград, Инглиш (это возле Саратова), Уфа, Оренбург, Москва, Санкт-Петербург.

- Ездили уж! - говорит водитель. - За 40 лет бывало разное!

Реклама

Из дорожных историй, собранных багажом лет опыта, можно составить книгу. Но рассказывает Асхать их неохотно. Он видел, как год от года меняются дороги и отношения между автомобилистами.

- Вам это не надо, наверное, - говорит он, улыбаясь. - Бывало уж по-разному. Бывает, и колесо спустит, пурга, буран, на дороге остаешься…

Он добавляет, что время работы школьным водителем прошло без эксцессов. Но за годы работы бывало многое.

- Знаете, раньше легче было друг другу помогать. Даже незнакомому человеку. Заправишь кого, или деньги попросят - дашь. Бывало и такое, что мне помогали. У меня один раз машину унесло. Мороз на улице 37 градусов. Это было между Кузайкино и Акташом. Ехал я со стороны Чистополя. В Кузайкино повернул налево и машина остановилась. Бензонасосом подкачиваю - едет, а так не едет! Время: первый час ночи. Мне тогда 23 года было, а опыта-то не было. Ночью тогда машин-то было не много, и на моё счастье, чтобы я не замерз, повернул на мою дорогу свет. Подъехал, остановился мужчина, помоложе, чем я сейчас, лет под 50. Он сам залез, отстойник открутил, а у меня пол-отстойника - лёд! Он нагрел этот лёд, сам отстойник завернул и поехал. И он поехал, и я поехал. Вот это шоферская выручка. Сейчас я такого не знаю. Если вот такой пожилой, как я, только остановится, а у молодых такого понятия нет. Вот кто на «дальняке» - они друг другу всегда помогают. Ездят с рациями. Что случись - сразу останавливаются.

При этом у бывалого водителя к автомобилистам какого-то отдельного отношения нет.

- К сварщикам отдельное отношение, а к водителям - отдельное? Нет, такого нет. Все мы рабочие! - уверен Асхать.

К своему автобусу он относится бережно, почти с любовью, каждый день моет его, дотошно следит за его состоянием.

- Утром на стоянку заходишь, со всеми здороваешься, и машине вот так тоже кивнешь, - смеется Асхать. - Мысленно здороваешься. Сначала его вокруг обходишь, а про себя думаешь: «Не подведешь ли ты сегодня меня?» Это ведь техника - не знаешь, где и когда сломается. Те же подшипники: если сам поставил, можно догадаться, через сколько они выйдут из строя, а так - откуда узнаешь?

- Суеверий много у автомобилистов, - говорит заинский водитель. - Я вот никогда по колесам машину пинать не буду. Я когда ещё молодой был, мне бывалые водители говорили: «Будешь пинать, через день-два колесо спустит! Хоть монтажкой по ним стучи, но ногой не пинай». И ведь точно! Я раз-два столкнулся с этим. С тех пор никогда не пинаю.

Разница между перевозкой груза и доставкой ребятишек до места учебы в глазах водителя огромна.

- Как вам сказать… у каждого свой взгляд. У пассажира. Иногда спокойно едешь, а иногда как будто что-то давит… И от настроения зависит того, кто в салоне сидит. Как на тебя смотрят. Кто-то думает: «Плохо возит», кто-то думает: «Хорошо возит», кто-то думает: «Салон грязный почему? Целый день машину не мыл?», - объясняет Асхать. - Разные бывают случаи. Если в грузовом ты один, где захотел, там остановился, а тут, на пассажирском транспорте, не остановишься. Ответственность ещё больше.

Возраст на романтический настрой водителя не повлиял, с почти юношеским задором он говорит о красоте своей профессии.

- А что дома сидеть-то? - разводит руками Асхать. - А здесь - романтика вот! Везде смотришь, везде видишь - интересно! Любить надо профессию, конечно!

Кстати:

В эпоху Советского Союза День работников автомобильного транспорта был установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года «О праздничных и памятных днях» и отмечался в последнее воскресенье октября.

 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: