Новости Заинска

В Заинском районе отпраздновали уникальный праздник старейшин

Возрождая традиции. В минувшие выходные в селе Куш-Елга отметили старинный деревенский праздник «Ашыт жыены». Этот праздник уходит своими корнями в далекое прошлое. Согласно исследованиям профессора КФУ Марселя Бакирова, народный праздник «Жыен» (собрание) берет начало в календарных традициях гуннов и древних тюрков. Первое слово в названии праздника происходит от названий сел,...

Возрождая традиции. В минувшие выходные в селе Куш-Елга отметили старинный деревенский праздник «Ашыт жыены».

Этот праздник уходит своими корнями в далекое прошлое. Согласно исследованиям профессора КФУ Марселя Бакирова, народный праздник «Жыен» (собрание) берет начало в календарных традициях гуннов и древних тюрков. Первое слово в названии праздника происходит от названий сел, деревень, местности, в которых проводились собрания. Так, праздновавшийся в селе Заинского района «жыен», получил «приставку» «Ашыт» от старинного названия села Куш-Елга.

Сейчас традиция празднования этого старинного праздника активно возрождается, и вот уже 3 год подряд в село Куш-Елга съезжается множество людей для участия в торжестве «Ашыт жыены». По данным организаторов, в этом году прикоснуться к оживающей исторической традиции празднования прибыло свыше 360 человек.

Сам сбор гостей - важная часть праздника. Как и древние времена в основном это родственники и друзья породнившихся семей. Правда, вместо красочных упряжек, украшенных разноцветными лентами и расшитыми полотенцами, как это было раньше, гости приезжают на автомобилях, но общей атмосферы духовного объединения это не нарушает. В этом году на торжестве собралось целых 4 династии - это семьи Гариповых, Вагизовых, Имаметдиновых и Гильфановых. Один из гостей - Мухаметдин Юнысов в этот день отпраздновал свой день рождения.

Как и сотни лет назад, гостей вывезли на поляну, на которой организовали праздничный базар. Как по кальке можно сличать описание прошедшего в Куш-Елге праздника, с тем «жыеном», что описывает в своей статье Карл Фукс. Он пишет, что в 1834 году в местности под названием Высокая гора, играли на гармони, скрипке и дудке, танцевали и, что интересно, нигде не продавали алкоголь. Повсеместно играла музыка, проводились игры для детей.

Для участников «жыена» подготовили насыщенную концертную программу: традиционные национальные песни и танцы, театрализованное представление: «Кыз урлау» и «Бэби туе». Всех гостей приветствовал Глава Нижнебишевского сельского поселение Дамир Насретдинов.

Своими выступлениями гостей «жыена» порадовали творческие коллективы микрорайона Заинск-2: фольклорный ансамбль «Жилэк» (под руководством Ольги Агашкиной), и творческая группа районного Дома культуры в состав которой вошли Роза Кузьмина, Зоя Давыдова, Николай и Флера Бухаровы, Илиза Мотыгуллина и Миляуша Каримова.

Реклама

Также в рамках торжества в ходе праздника поздравили ветерана Великой Отечественной войны - Кираметдина Имамутдинова.

Самым юным участником праздника оказался гость из Набережных Челнов. Он не растерялся и выступил для собравшихся: прочитал «Азан» (призыв к обязательной молитве), а затем сыграл на курае народные мелодии.

По словам кураторов «жыена», активное участие в организации праздника старейшин приняли старожилы: 87-летняя Фавзия Мухаметшина и 83-летняя Асфия Шамсутдинова.

- Также нам хочется от всей души поблагодарить за активное участие в возрождении праздника старейшин Накии Гарафутдиновой и Сулейману Гарипову, - отмечает Илиза Мотыгуллина.

Организатором праздника выступили районный Дом культуры, Кушелгинский сельский клуб.

Кстати:

История. На древнетюркском языке jӳgӳn означал "скопление", "сборище". Предводители и члены племени, основанном на родстве и на ведении общего хозяйства, перед началом лета собирались и обсуждали итоги прошедшего года и планы на будущее, а затем все вместе праздновали. То есть у наших предков, живших в основном кочевой жизнью, праздник состоял из официальной части и различных игр и соревнований. И даже после того как тюркские племена, рассеявшись по разным регионам, стали вести оседлый образ жизни, братские отношения, традиция работать сообща, советоваться друг с другом не исчезла. Родственные племена и роды основывали в разных областях деревни и устанавливали связи с соседними селами. Группа родственных сел и деревень образовывала общину и в то же время рассматривалась, как жыен, потому что всегда объединялись в жыен, который проводили в центральном селе.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: