Заинск-информ

г. Заинск

16+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Новости

В Заинске живет бывший артист Большого Московского цирка, который был знаком с Юрием Никулиным и Олегом Поповым

Секреты работы клоуном в цирке раскрыл наш земляк, бывший артист Большого Московского цирка.

Мы целый год добивались интервью с этим человеком невероятной профессии, и вот он у нас, в гостях редакции «Заинск-Информ» — обаятельный, веселый, позитивный, интеллигентный, излучающий очень добрую энергетику.

Свою жизнь Валерий Иванович посвятил цирковому ремеслу: почти четыре года учился в столичном государственном училище циркового, эстрадного искусства и долгие годы работал клоуном в Большом Московском цирке. Он объездил полмира. 21 год выступал на манежах Латинской Америки, Румынии, Японии, Перу, России. Был знаком с одним из самых известных клоунов в России Юрием Никулиным, а также с солнечным клоуном Олегом Поповым, легендарным Бывалым Евгением Моргуновым и артистом Георгием Вициным.

Клоунада понравилась Валерию из-за возможностей проявиться во всём творческом разнообразии. По его мнению, другие цирковые жанры держат артиста в строгих рамках, в то время как клоун имеет право пользоваться различными приёмами и направлениями циркового искусства. Он может быть акробатом, эквилибристом, жонглёром, фокусником, даже дрессировщиком, может петь, играть на музыкальных инструментах, рисовать шаржи, а может просто валять дурака и подшучивать над зрителем.

Заинец выбрал профессию еще в школе, руководствуясь собственным желанием. Семья его была обычной, родители не были связаны с творчеством и уж тем более с цирком, но Валерий решил попробовать себя в этой профессии и не прогадал. Поначалу родители, особенно отец, были не в восторге от решения сына посвятить себя цирку. Папа предлагал получить нормальное образование и «стать человеком». Но со временем близкие убедились, что, кроме желания, у Валерия есть навыки и данные, а потому примирились с его стремлением учиться цирковому ремеслу.

Валерию Пономареву yдaлocь ocвoить oдин из cлoжнeйшиx циpкoвыx жaнpoв — клoyнaдy, кoтopый дaeтcя дaлeкo нe кaждoмy. Этoт жaнp тpeбyeт нeвepoятнoй выдepжки, xapизмы, cилы дyxa и пpиpoднoгo тaлaнтa. Клоун должен быть и акробатом, и жонглёром, и гимнастом, иногда и эквилибристом и даже жокеем.

— Валерий Иванович, Ваше детство было счастливым?
— Родился я в Краснокамске Пермского края. В Заинск меня привезли в 1962 году, мне было три года. Жил на улице Ульянова, 45. Папа у меня родом из деревни Винокуровка. Учился в школе № 1. Нам, старозаинским ребятишкам, надо было только спуститься вниз, а там водохранилище. Мы постоянно проводили время у воды. Я любил бегать, прыгать с большого стога сена в поле — залезал наверх, внизу стелил себе что-то мягкое, то же сено, и начинал выполнять кульбиты, сальто-мортале — в общем, летать и тренироваться к цирку. Также с ребятами играли в хоккей и в футбол. Помню, первой шайбой была у нас мороженая картошка, а клюшки из сучков делали. Так что детство мое было интересным, счастливым. Сам я был озорным, хулиганистым, шустрым и болтуном.

— В первый раз цирк когда увидели? Как Вы решили стать цирковым актером?
— В ДК как-то приехал цирк, я посмотрел, мне очень понравилось. У меня уже тогда в душе было такое чувство, что я готов к этому. Мечтал о цирке с детства. В школе занимался гимнастикой, акробатикой. Часто брал ключи у учителя по физкультуры, который жил у моей бабушки Маши, и убегал в спортзал, стелил маты и тренировался. А еще любил танцы. Хотел стать театральным артистом, но у меня все сложилось три в одном. Я и театральный, и цирковой артист, и спортсмен. Шёл к мечте постепенно. В школе занимался художественной самодеятельностью. Ездил с концертами по всему Заинскому району. Отлично помню, как выступал на сенокосе в Александровской Слободе — танцевал, жонглировал, народу нравилось. Как-то на День русской культуры я выступил в районном Доме культуры. Ко мне обратилась директор клуба Татьяна Леонович и попросила выступить на паузах. Я взял у нее шаровары красные и превратился в клоуна, тогда я уже в цирковом училище учился, приехал домой на каникулы.

При поступлении в училище прошел три тура, конкурс был большой. Я читал басню, плясал, выполнял акробатические упражнения, я уже в то время на руках стоял. Танцевал очень интересно, разножанрово: и цыганочку, и яблочко, и матросский танец. В общем-то, всё, что у меня в запасе было, я всё это им выдал. Комиссия была большая — человек 18. И они все что-то спрашивали. Я их покорил птичьим чириканием. Это такой художественный свист, но на птичьем языке. Редкий жанр на самом деле. Меня приняли в Московское училище циркового искусства имени Румянцева. Это был 1980 год. Я так обрадовался. В то время работал в 151-ом СМУ. Жил в рабочем общежитии в Одинцово. Когда узнал, что мне пришло письмо о поступлении, я так обрадовался.

— Какие были известные преподаватели в то время?
— Там много было известных. Заборских преподавала историю цирка. Нас обучал клоун-комик Леонид Усачёв, с ним занимались комической акробатикой. Танцор был известный, который в Большом театре танцевал под Шурале, фамилию его не помню уже сейчас.

— Сколько Вы учились? Помните свой первый номер?
— Учился три и девять месяцев. По специальности я артист цирка и эстрады, а по трудовому стажу — акробат, клоун, музыкальный эксцентрик. Наш первый номер назывался «Акробаты на рояле». Нам режиссер дал задание. Раньше был номер «Эксцентрики на столе», а мы сделали его на рояле. Номер был где-то минут на 7 сначала, потом нам ребята отредактировали его — осталось около 4 минут. Ходили по стройке, собирали стройматериалы: трубки, фанеру и сами сделали с Александром Усовым этот рояль. Мы подготовили этот номер на выпускной. На нем присутствовал Юрий Владимирович Никулин. Он посмотрел выступление. Меня подвели к нему. Он мне пожал руку и сказал: «Вот из тебя получится клоун!». Так великий клоун и артист меня благословил. С тех пор благодаря ему и встрече с Олегом Поповым, мы работали всегда в настроении, с душой и с улыбкой. Номер стал приглашаемым, и мы стали с ним ездить по всему миру.

После циркового училища, в 1984 году, мы находились в таком невесомом положении, мы должны были понять, почувствовать, что такое цирковое искусство и как с ним работать. Этот первый этап был непростой, и мы поехали в Иркутск. Затем выступали в Набережных Челнах. В 1987 году там открылось шапито. Я пять лет приезжал туда после этого. Первая заграничная поездка была в Румынию.

Сначала у нас была музыкальная группа, в составе семи человек. А потом мы поняли, что у нас намного интереснее программа. Остальные отделились, стали выступать соло, а мы остались с Сашей Усовым вдвоем, и нас пригласил знаменитый клоун, заслуженный артист цирка Толдонов Пётр Кириллович. Мы работали с ним вместе, у нас была тройка сначала. Мы вместе поработали в Латинской Америке. У нас было два номера: «Акробаты на рояле» и «Чаплиниада» (где мы выходили под Чаплина и под музыку большого города). После тройки мы остались вдвоем: Петр Кириллович заболел, ему пришлось сделать операцию и отправить домой. Мы дорабатывали в Латинской Америке вдвоем с Сашей. А из столицы Перу — Лимы — улетели домой. Потом долгое время дуэтом выступали в Японии и многих других странах.

— Расскажите, как Вы встретились с нашей землячкой, цирковой артисткой Зинаидой Васильевой?
— Мы до этого не были знакомы. Я про нее слышал, знал ее историю, как она пришла в цирк. Зинаида Васильева молодец, сама себе шила шикарные сценические костюмы, перьями украшала, гнулась так отлично. Мы с ней встретились в Иркутске в одной программе — она воздушный номер в кольце исполняла. Жили на гастролях рядом по соседству, она как-то мне в стенку стучит: «Земляк, заходи, борщ готов». Затем я был у нее в гостях на московской квартире, как-то встречались, когда еще мама была жива, на улице Полевой в Старом Заинске. Поговорили, чаю попили. Она, как только пришел возраст на пенсию ушла. Муж у нее москвич, они в одной программе вместе работали: он — комиком на батуте, она воздушный номер исполняла. Сейчас не знаю, где она, уже давно ее не видел.

— Что такое цирк?
— Для меня цирк — это самое доброе, веселое, жизнеутверждающее, дающее настроение и смех искусство. Цирк понятен всем. В цирке всё ярко, красочно, феерично. Там есть и театральные элементы, и спортивные, и иллюзионные. Считаю, что это красивое искусство, где соединяется много жанров. Я сам владел акробатикой и эксцентрикой, силовыми элементами, работал со многими животными — собаками, слонами, осликом, крокодилами, голубями, бегемотом, играл на пищике — это такой музыкальный инструмент, на котором можно исполнять любую мелодию.

Моя главная задача была — не дать зрителю заскучать и взбодрить перед следующим номером. И главное — нужно любить зрителя. На манеже нужно жить, а не играть. Клоун, по моему мнению, — это состояние души человека, потому что он совмещает в себе абсолютно разные качества — чувство юмора, обаяние, артистизм. Хороший клоун — не пошлый, он добрый.

Наш собеседник убеждён, что любой клоун должен быть тонким психологом. Артист работает с публикой и должен понимать её настроение. Во время каждого выступления зритель разный, и к нему нужно найти свой особый подход. Главное в работе клоуна — оставаться весёлым внутри. По мнению Валерия Пономарева, смех, улыбка помогают человеку отвлечься от любых проблем. «Когда ты смеёшься, то забываешь обо всём плохом», — убеждён Валерий Иванович.

Пономарев считает, что ещё один положительный момент в цирковой работе — путешествия. За долгие годы узнал все секреты профессии. Сейчас он пенсионер, вернулся в родные края, продолжает работать охранником в одной из заинских организаций. И считает, что нет лучше и прекраснее места, чем родной Татарстан, любимый Заинск.

— Полмира объездил, повидал много интересных мест, удивительных людей, но роднее и милее нет края, чем Заинск. Я вернулся сюда в 2000 году, когда заболела мама и ей потребовалась моя помощь. Я ухаживал за ней и больше не уехал в Москву. Первые полгода меня очень тянуло на арену, долго снился цирк, потом я начал привыкать к оседлой жизни. Люблю рыбачить на Заю. Очень люблю природу. Вот ягодки пошли первые, набрал горсточку, покушал и поблагодарил: «Спасибо, Господи, какие же они вкусные!». Люблю гулять рано утром в городском парке, занимаюсь обязательно гимнастикой, так сказать, поддерживаю свою форму.

Из-за постоянных гастролей жизнь клоуна была похожа на жизнь кочевника, поэтому он не успел создать семью. Но встретил свою любовь уже в возрасте в Набережных Челнах, и теперь живет на два города. А свой 65-летний юбилей 29 июня он отпраздновал на природе — на даче с банькой и шашлыками и пловом, приготовленными на костре.

 

Фото автора

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

 Желаете всегда быть в курсе новостей Заинска? 

 

Добавить в избранное

 

 

 

Галерея

Оставляйте реакции

15

0

0

1

1

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев