Новости Заинска

В селе Куш-Елга Заинского района прошел фольклорный праздник "Нигез"

В праздниках каждого народа отражается его душа, истоки, история. Постижению мудрости народной посвящался выездной семинар заинских культработников. Один из пунктов посещения - село Куш-Елга. Фольклор в чистом виде, без какой-либо стилизации стал главным принципом мероприятия, организованного работниками местного клуба, по крупицам собравших ремесла предков. Яркие, с богатыми узорами полотна, сотканные...

В праздниках каждого народа отражается его душа, истоки, история. Постижению мудрости народной посвящался выездной семинар заинских культработников. Один из пунктов посещения - село Куш-Елга. Фольклор в чистом виде, без какой-либо стилизации стал главным принципом мероприятия, организованного работниками местного клуба, по крупицам собравших ремесла предков.

Яркие, с богатыми узорами полотна, сотканные на прабабушкиных станках, стали украшением фольклорного праздника «Нигез» («Завалинка»). На станках, сохраняя традиции старинных мастеров, продолжают творить старожилы села Гасыма Муфаздалова, Гамбэр Зиганшина, Флера Вагизова. Они ткут безворсовые дорожки с полосатым многоцветным узором, так называемые паласы.

- Мои ковры есть в Финляндии, Франции, Перми, Ташкенте, Самаре, - рассказывает 87-летняя Гасыма эби. - Про меня даже фильм снимали французы. Я им подарила носки, варежки вязаные. Умела ткать всегда, знали это дело и мои сыновья. Сама я начала ткать в третьем классе. Ткачество помогло и дом украсить, и доход в семейный бюджет принести.

Было время, когда куш-елгинские женщины долгие часы проводили за ткацким станком, создавая красивые ковры, половики, дорожки, которые стелятся на пол, накидываются на мебель. Мастерицы владеют множеством приемов и секретов, часть которых передают молодому поколению - при клубе работает кружок «Волшебный клубок».

Реклама

82-летний Мунавир Мумантдинов в свое время славился на всю округу тем, что изготавливал сани для лошадей, детские санки. Раньше дерево было самым распространенным строительным материалом. Практически всё, начиная с самой мелкой утвари, таких как ложка и корыто, заканчивая сложнейшими в изготовлении транспортными средствами как телеги, сани делали из дерева. Во всем этом куш-елгинский мастер знал толк. За зиму Мунавир ага успевал смастерить от 40 до 50 санок и саней. Инструменты, с которыми он работал, и сами изделия стали экспонатами праздника.

У каждого из нас со словом хлеб и молоко возникает добрая ассоциация теплого домашнего очага и родителей. В старину хлеб пекли только дома, передавая рецепт и закваску из поколения в поколение. И сегодня женщины в Куш-Елге регулярно выпекают хлеб так, как их научили в свое время мамы и бабушки. Говорят, в старину по умению печь хлеб определялась домовитость хозяйки. Современные бабушки показали и рассказали, как они не только пекут вкусный хлеб, но и перерабатывают молоко на ручных сепараторах во вкуснейшую сметану. Приятно было слышать из уст труженицы тыла Фаузии Мухаметшиной, в годы Великой Отечественной войны работавшей в поле, о том, что хлеб - самый главный наш продукт, наше богатство, наша жизнь. «Нет в доме хлеба, и есть нечего», - говорит она.

Поделились старожилы села и рецептом изготовления особого вида чак-чака - орлыклы тош. Раньше чак-чак готовился только по особо праздничным случаям, подавался на стол лучшим гостям, отправлялся в качестве гостинца в дальние города и села. Чак-чак - самое дорогое угощение и украшение стола молодоженов. На празднике был показан обряд татарского сватовства, молодым был преподнесен куш-елгинский чак-чак, при этом пожелали, чтобы они «жили, прилипши друг к другу, как мёдом помазанный этот чак-чак», чтобы детей у них было столько, сколько горошин в этом чак-чаке, чтобы жили они в золоте и жизнь их шла только в гору, чтобы речи друг для друга у них всегда были только сладкими, чтобы они держались со своей семьёй и со своим народом как этот в кучу собранный чак-чак.

А на сцене потомок Тажетдина Ялчыгола Фахретдин хазрат благословил дом (деревню), прочитал молитву, которая дает мир в доме и согласие между всеми домочадцами (односельчанами).

Заведующая клубом Ралия Ахмадуллина рассказала, что в деревне второй год проводится народный праздник «Ашыт жыены». Его начали праздновать в 1936 году, в 1974 году его «забыли», а возродился в 2013 году. Примечательно, что в мероприятии, показанном культработникам, приняли участие почти все старожилы села.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: