Новости Заинска

80 лет исполнилось старейшему имаму Республики Татарстан

«Если человек в детстве не получил хотя бы азы религии, то такому человеку подходит любая религия», - начинает беседу с журналистом имам-мухтасиб Заинского района Сагит хазрат Камалов, подразумевая что непонимание основ религии может завести человека куда угодно. Свой 80-ый юбилей готовится отметить один из старейших и уважаемых имамов Республики Татарстан....

«Если человек в детстве не получил хотя бы азы религии, то такому человеку подходит любая религия», - начинает беседу с журналистом имам-мухтасиб Заинского района Сагит хазрат Камалов, подразумевая что непонимание основ религии может завести человека куда угодно.

Свой 80-ый юбилей готовится отметить один из старейших и уважаемых имамов Республики Татарстан. Человек мудрый, добрый, открытый, благородный, слова которого остаются на слуху всех, кто когда либо с ним вел душевный разговор, а наставления его всегда бывают ценными.

Сагит хазрат много сил и времени отдал духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, развитию межнационального диалога.

- Религия ислам с самого детства была душевной потребностью, а если есть потребность, то ее нужно использовать в жизни, - говорит Сагит хазрат.

Выходец из религиозной семьи продолжил дело своего отца, которого по сей день считает своим главным наставником. Накануне юбилея, мы узнали каким был путь к религии этого неординарного человека.

Просыпался

под звуки азана

Религия ислам была понятна мне с самого детства. Я впитывал в себя все, что делал мой отец, который считался раскулаченным хазратом. Наша семья много пережила. Еще до моего рождения родителей изгнали из деревни Старое Камкино Алькеевского района. В те времена органы власти использовали свой метод раскулачивания. Сначала отбирался дом и семью выгоняли на улицу. Одежду, вещи, посуду и все, что осталось в доме раздавали бедным. Само здание передавалось в распоряжение колхоза. Хозяина дома, как кулака и врага народа, выгоняли из деревни или арестовывали. А семья временно ютилась в бане до осени или зимы, и никому не разрешалось ей помогать - это считалось поддержкой семьи врага народа. Все это пришлось пережить нашей семье. Отца выслали в Тюлячинский район, где был свиноводческий совхоз. Хозяйство было огромное, требовались рабочие руки. В 1944 году отец добился разрешения вернуться в родную деревню. Все наше богатство поместилось в небольших санках, меня посадили туда же.

Удивительно, но в те сложные времена, мой отец сумел вновь начать вести свою проповедническую работу, а в 1949 году добился разрешения на открытие официального прихода, где читались пятничный и праздничные намазы, проводились мусульманские праздники, но запрещалась учебно-проповедническая работа. Мой отец и здесь находил выход. По праздникам приходили в гости, и на таких домашних встречах он по возможности учил правильному произношению молитв.

Отец был человеком мягкого характера. Родители жили дружно, соблюдая мир и гармонию. Дома читался пятикратный намаз, я засыпал и просыпался под звуки азана. Была домашняя библиотека, где находилось множество религиозных изданий. Отец красиво читал Священную книгу Коран. К нему приходили знакомые, которые задавали множество вопросов, касающихся религии. Все это сильно повлияло на мое будущее религиозное становление.

Наша семья - это родители, сестра Хамдия апа, брат Джавит абый и я. С младшими братьями познакомился позже.

Война и голод

- Когда мне было 5 лет - началась война. Детское восприятие того периода - это голод, который длился долго. Когда наступала ночь - занавешивали окна, я не понимал для чего это нужно? Джавит абый объяснял, что если этого не делать, то немецкие летчики могут сбросить бомбу. Светомаскировка во время войны соблюдалась строго. Помню множество мужчин, которые уходили на войну.

Мечтал вернуться

в Татарстан

- Я сильно переживал смерть отца. Пока он был живой, моя жизнь была наполнена смыслом, потеряв его сильно растерялся. Мне тогда было 30 лет. Казалось бы осмысленный возраст, имелась специальность механизатора. Но сильные переживания не отпускали мое сердце, об этом я писал в письмах к своей сестре, и она меня поддержала, пригласив жить к себе в Копейск Челябинской области, чтобы в дальнейшем перевести туда и маму. Я работал на Челябинском кузнечно-прессовом заводе, но всегда хотел вернуться на родину. В Заинске в те годы строился автоагрегатный завод, меня туда перевели как специалиста. В 1970 годы на заводе был общественником и вел партийную работу, но в моей душе преобладала религия. Заинск стал моей родиной и городом, где началось мое духовное становление.

Строил

заинскую мечеть

- Когда велось строительство центральной мечети, я активно помогал. Имея опыт рабочих специальностей плотника и стекольщика, стал одним из участником благого дела: помогал по строительству, стеклил окна, выполнял плотницкие и жестяные работы по обивке минарета и угловых башенок. Габдулла хазрат Аглямов однажды сказал: «Сагит, ты уже включился в строительство мечети, активно помогаешь, давай приходи на намаз». Это было начало 1990-х годов. Стал читать пятикратные намазы. Первыми моими учителями были Раиф хазрат Хафизов и Габдулла хазрат Аглямов. Когда в первый раз встал на молитвенный коврик - вспомнил отца Бурганетдина хазрата и маму Гульчахру абыстай.

Религию нельзя

отнять у верующего

- Жизнь без религии - это не жизнь. Оторванность от своих обычаев, уничтожение религии ислам, преподавателей, хазратов, закрытие исламских учебных заведений, мечетей - все это было в истории нашей страны. Но невозможно религию отнять у верующего.

Реклама

- У Вас были в жизни ситуации, когда Всевышний Вам помогал?

- Я ощутил это в наивысшем проявлении, когда пришел к религии и остро почувствовал, что без нее жизнь не возможна. Когда человек попадает в трудную ситуацию, он надеется на помощь, а когда получает поддержку, появляется чувство, что ты на правильном пути. И вот чувство благодарности, счастья, было в моей душе. Начинаешь понимать разницу между духовной и современной жизнью без религии и знаешь, что ты на правильном пути. Когда человек учится размышлять, он понимает религию, и ему легче жить, ведь Всевышний всегда поможет. Но относиться к религии нужно не как к общественной работе, а с глубоким пониманием.

- Сейчас много разных религиозных лжеучений, некоторые попадают в их ловушки, как им найти правильный путь?

- Человек всегда ищет религию, размышляет о смысле жизни. И в этот период, особенно в молодости ему могут встретиться разные наставники. Например, тот кто призовет его к лжерелигии и объяснит, что эта религия - единственно правильная.. Так, человек может попасть в трудное положение - не понимая религии настоящей. Я знал что такое ислам, знал что есть Аллах, всегда говорил молитву (хотя это нельзя было делать, и даже порой кто-то посмеивался). Но меня воспитали в этом духе. Когда человек с детства не понимает, что такое религия, он может заблуждаться и открыт для множества лжерелигий. Иногда пройдя через это, человек возвращается на истинный путь или же навсегда остается в заблуждении.

- Вы чувствуете как меняется отношение мусульман к религии ислам?

- Раньше была одна мечеть, теперь пять мечетей в городе, прихожан становится все больше. Когда пришел в мечеть мне было 50 лет и я считался самым молодым среди прихожан, были живы еще старики, которые понимали религию правильно. Теперь много молодежи. И в этой смене поколений есть свои минусы и плюсы. У нас не было школ, где мы могли бы как следует изучать ислам. В те годы много институтов работало против религии и даже некоторые хазраты отрекались от религии. Теперь у молодежи есть все, что нужно для углубленного изучения религии, и это радует.

Терпение -

путь к праведности

- Если бы меня спросили, что Вы ненавидите, я бы ответил: «Ложь и обман. К сожалению, прикрываясь исламом в мире совершаются насилие и убийства. Таких людей ждет наказание адским огнем».

Если бы меня спросили, какое деяние самое лучшее для мусульманина, я бы ответил: «Уметь быть терпеливым. Но это не значит когда тебя ударили по одной щеке - нужно подставить другую. А значит терпение - это путь к праведности».

Я - счастливый человек, потому что понял возвышенность духовной жизни, пришел к Всевышнему через тернии и стал достойным продолжателем дела отца. Счастлив, что у меня всегда был крепкий тыл - супруга Васима, ставшая абыстаем, дети, внуки.

Награды хазрата:

Благодарственные письма Президента РТ 2010 и 2016 годы, ДУМ РТ, главы Заинского района, медаль «1000-летие Казани». Дважды совершил хадж, один из которых по приглашению короля Саудовской Аравии.

На бренде «Идель хадж» РТ размещена фотография Сагита хазрата, как одного из самых уважаемых имамов Татарстана.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: