Новости Заинска

Как в Заинске реализуется проект «Учусь видеть мир»?

«Учусь видеть мир» - этот проект стал настоящим спасением для слепых и слабовидящих детей, а также их родителей. В учебных и социальных учреждениях города начали оборудовать «темные комнаты», где проводятся специальные занятия. Занятия позволяют поддерживать зрение малышей и подростков. Более подробно о проекте в интервью рассказал его автор, заведующая отделением...

Реклама

«Учусь видеть мир» - этот проект стал настоящим спасением для слепых и слабовидящих детей, а также их родителей. В учебных и социальных учреждениях города начали оборудовать «темные комнаты», где проводятся специальные занятия. Занятия позволяют поддерживать зрение малышей и подростков. Более подробно о проекте в интервью рассказал его автор, заведующая отделением надомного социального обслуживания комплексного центра «Радость» Мария Романова.

Неутешительная статистика
- Мария, расскажите, благодаря кому в нашем городе появился проект?
- Проект «Учусь видеть мир» начал реализовываться в нашем городе после победы в конкурсе инновационных программ среди муниципалитетов и получения денежного гранта. Организуется этот конкурс Московским фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Старт проекта в Заинске состоялся в апреле 2016 года во многом благодаря специалистам комплексного центра социального обслуживания населения «Радость» и поддержке главы района Разифа Каримова.
- Какая работа предшествовала победе в проекте?
- Прежде чем принять участие в конкурсе специалисты центра проделали огромную исследовательскую работу. В результате они выяснили, что в Заинском районе число семей, где есть дети с проблемами зрения с каждым годом растет. Так, с 2014 по 2015 годы их количество увеличилось на 11,3 процентов. Сегодня в районе зарегистрировано 98 несовершеннолетних, которые признаны слепыми или слабовидящими (они входят в целевую группу проекта). Четверть из них имеют инвалидность по зрению.
- Цифры неутешительные. Можно ли переломить ситуацию?
- Первые шаги, сделанные в реализации проекта, это создание координационного совета. В его состав вошли 12 директоров организации-исполнителей и заместитель руководителя исполнительного комитета по социальным вопросам. Заседание совета проходит один раз в месяц, где обсуждаются вопросы проведения социально-культурных мероприятий, работы семейного киноклуба, привлечения детей с нарушениями зрения в кружки и секции, организация экскурсий. На контроле находится и вопрос с поставкой оборудования в «темные комнаты».

Занятия в «темной комнате»
- Что собой представляет «темные комнаты» и каков эффект от занятий в ней?
- В рамках проекта в центре «Радость» оснащена «темная комната». Она представляет собой небольшое закрытое темное помещение, оснащенное оборудованием с ультрафиолетовым освещением. Особенность этой комнате в том, что после постоянных занятий в ней, практически слепые дети способны увидеть светящееся в ультрафиолете игрушки или специальные волокна.
Светлана Михайлова, психолог комплексного центра «Радость»:
- Игрушки и волокна, светящиеся в ультрафиолете, помогают глазам различать и сопоставлять свойства предметов по форме, характеру поверхности, а также улучшают мелкую и крупную моторику рук. Большую роль играет спокойная музыка, играющая в помещении, которая снимает стресс. А нахождение ребенка среди сверстников помогает его социализации. Чаще всего в «комнатах» занимаются группами. Занятия проходят каждый день по два часа.
- Но одна такая комната на весь город и даже район не решат сложившуюся проблему?
- Согласна с вами. Пока такая комната в Заинске только одна. Естественно их количество должно быть в разы больше. По проекту планируется оборудовать еще два помещения в школе №6 и в детском саду «Дружная семейка». И вот, что говорят руководители учебных заведений.
Мария Петрякова, заведующая детским садом «Дружная семейка»:
- Помещение готово, теперь ждем поставки оборудования. Его должны завести в ближайшие несколько недель. Воспитанники нашего детского сада, как никто нуждаются в «темной комнате». У нас специализированное дошкольное учебное заведение, где обучаются дети с серьезными нарушениями зрения.
Забиря Бареева, директор школы №6:
- Нам помогли сделать ремонт в «темной комнате» нетфяники. В помещении уже все готово для установки нового
оборудования. Помимо оборудования также здесь необходима соответствующая мебель. Родители и дети очень ждут появления такого новшества в школе. Тут смогут заниматься не только дети с нарушениями зрения, но и все остальные.

Подготовка специалистов и родителей
- В рамках проекта обучаете ли своих специалистов?
- Так как «темные комнаты» для нашего города - явление новое, то и специалистов работающих в них у нас нет. Поэтому было принято решение дистанционно обучить семерых сотрудников из центра «Радость», школы №6, детского сада «Дружная семейка». Им предстояло пройти курс по изучению дошкольной тифлопедагогики и тифлопсихологии. Помимо этого для них постоянно организуются деловые поездки.
- Деловые поездки - тоже своеобразная учеба?
- Несомненно. Одна из таких поездок состоялась в мусульманский учебно-реабилитационный центр «Ярдэм». В рамках поездки заинские специалисты ознакомились с образовательной программой, включающей в себя, например, обучение чтению по системе Брайля. При этой системе основной упор делается на развитие мелкой моторики рук: массаж пальцев и ладоней, работа с крупами, сыпучими материалами, лепка из пластилина.
- Каким образом осуществляется межведомственное сотрудничество?
- Постоянно организуются встречи (методические часы и мастер-классы), в которых принимают участие специалисты центра «Радость», школы №6, детского сада «Дружная семейка», а также врач-офтальмолог. Например, врач Ришат Гизатуллин прочитал интересную лекцию «Все о болезнях глаз» и провел познавательную беседу «Близорукость и ее профилактика». Или воспитатель группы для слабовидящих детей Нина Глухова продемонстрировала практическое занятие «Упражнение для тренировки глазных мышц».
- Но ведь и родители должны быть «подкованы»?
- Проект направлен не только на детей, но и на их родителей. Перед специалистами стоит задача изменить их отношение к сложившейся проблеме. Папы и мамы должны понять, что современного ребенка окружает большое количество разной техники - компьютеры, телевизоры, смартфоны, которые негативно влияют на зрение. Поэтому для них мы организовали родительский университет и семейный киноклуб. В рамках этого проводим с взрослыми индивидуальные консультации, дискуссии, читаем им лекции, показываем упражнения для глаз.
- Есть результат от работы с родителями?
- Более 80 процентов родителей считают, что информация, которую они получают на подобных встречах, оказалась им интересной и необходимой. Многие папы и мамы используют ее дома при занятиях с детьми.

Ольга Степанова, фото автора и из архива КЦСОН «Радость».

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: