Что продавали в селах, какие ремесла славились на всю округу: семинар заинских культработников
С ремеслами, бытом и праздниками наших бабушек и дедушек ознакомились участники выездного семинара работников культуры. Гостями мероприятия стали заместитель директора Республиканского центра развития традиционной культуры Гали Габдрахманов и сотрудники журнала «Тугэрэк уен». Культурный десант проехался по деревням Нижнее Бишево, Куш-Елга, Бегишево. Каждое село показало, чем занимались в старину их предки,...
С ремеслами, бытом и праздниками наших бабушек и дедушек ознакомились участники выездного семинара работников культуры. Гостями мероприятия стали заместитель директора Республиканского центра развития традиционной культуры Гали Габдрахманов и сотрудники журнала «Тугэрэк уен». Культурный десант проехался по деревням Нижнее Бишево, Куш-Елга, Бегишево. Каждое село показало, чем занимались в старину их предки, какими предметами утвари пользовались, чем были уникальны обряды именно этого населенного пункта.
Мастера на все руки
В старину люди своими руками мастерили многие вещи, которые им были нужны в повседневной жизни. Они часто украшали изделия, чтобы те выглядели ярко и привлекательно. У одних особенно хорошо получалось ковать железо, у других - мастерить из дерева, ну а у третьих - ткать. Люди носили изготовленные ими вещи на базары и ярмарки, чтобы продать или обменять на то, что они не умели делать сами. Постепенно каждый стал работать в своем направлении. Так родились ремёсла. В селе Нижнее Бишево ткали паласы, плели лапти, изготавливали рогожные кули, плотничали. Старожилы села раскрыли не только секреты производства мешков из липовой мочалки, но и продемонстрировали деревянный станок, на котором работали их отцы и деды.
- Кулями в старину называли рогожные мешки, которые изготавливались из липового мочала и ткались на стоячем станке, - рассказывают Файзулла Асхадуллин и его сестра Сария Нагимуллина. - В эти мешки укладывали уголь, рыбу, камень, а еще, говорят, ими, наполненными песком, укрепляли стены какой-то электростанции.
Заготовкой луба и получением из него мочала в наших краях занимались издавна. Самое лучшее для этого время - конец весны-начало лета, когда кора еще мягкая. Непростое это дело - изготовление мочала. Луб надо сначала в воде выдержать месяц-полтора, обычно возили его к пруду соседнего села Пусташит, где вода стоячая. Из пруда сырье вытаскивали на лошадях, потому что оно становилось очень тяжелым. После такого долгого лежания в воде кору легко отодрать от луба. Затем мочало для стока воды развешивают на шестах. После сушки их сворачивают в рулоны по 30-40 килограмм каждый. В долгие и темные зимние вечера начинают ткать кули.
Брат с сестрой вспоминают, как их родители будили в 3-4 утра, и до школы они успевали смастерить по 5 мешков каждый, после уроков работа продолжалась. Заказ на кули давали состоятельные жители села и окрестных деревень. За один мешок давали 25 копеек. На эти деньги покупали чай, сахар, тетради.
Шумел базар на улицах села
Каждый четверг в селе Нижнее Бишево устраивали базар. И он становился для сельчан и жителей соседних деревень Кадырово, Куш-Елга, Пусташит настоящим праздником. На базар в старину ходили не только покупать, но и пообщаться, обсудить последние новости. А еще здесь устраивались конные скачки, игра «Развеселая карусель», купцы приезжали на разнаряженных повозках. Здесь собирались как богачи, так и бедняки.
В местном Доме культуры организовали целое представление, посвященное жизни базара. На базар вывозили излишки продукции с деревенских огородов и личного подворья или ехали туда за покупками. Бывало, что товары просто обменивали. Чего только здесь только не было! Торговали тыквой, луком, пастилой, сушеным хмелем и черемухой, петухами, украшениями, лаптями. Зрители словно окунулись в атмосферу того времени, когда в центре Нижнего Бишева кипела торговля.
Кстати, в селе Бегишево представили историческую реконструкцию жыен базар. Зрители совершили путешествие во времена, когда проводили весенние жыен сборы. Торговля шла с шутками-прибаутками. Главные роли сыграли местный историк-краевед Рауф Насибуллин и директор Дома культуры Миннегуль Насыбуллина.
- Мы в очередной раз убедились в том, что в наших селах создаются условия для сохранения национального языка, традиций, культурного наследия, обрядов, - сказал заместитель директора Республиканского центра развития традиционной культуры Гали Габдрахманов. - Каждая деревня уникальна по-своему. Традиционная культура, которая собиралась веками, здесь прекрасно передается через фольклор. Примечательно, что в сегодняшнем мероприятии задействованы и дети, и молодежь, и старшее поколение.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев