Новости Заинска

Выходец из маленького села Заинского района стал известным ученым

Рафис Шаймарданов – удивительный человек. Выходец из маленького заинского села в одну улицу, ходивший в школу за семь километров, стал видным ученым, опубликовал около 300 научных трудов, большая часть которых посвящается этнопедагогике.

Одному из известных наших земляков, доктору педагогических наук, профессору, главному сотруднику лаборатории проблем физического воспитания и этнопедагогики Сургутского государственного педагогического института и основателю собственной научной школы, почетному работнику высшего профессионального образования РФ, заслуженному деятелю науки Ханты-Мансийского автономного округа Рафису Хасановичу Шаймарданову исполнилось 65 лет.

Родители

Отец Хасан Сараутдинович всю жизнь проработал ветеринаром, мать Мушарафьямал Салиховна трудилась телятницей в колхозе. Рафис родился третьим ребенком 5 августа 1955 года. Всего в семье было семеро детей: Расим, Асгат, Рафис, Рафкат, Раиф, Гульсум, Гульфия, четверо из которых получили высшее педагогическое образование. Хасан ага был колхозным бригадиром, заведующим фермой, начальником молочного комплекса, ветеринаром, председателем ревизионной комиссии. По его инициативе и при его активном участии строился сельский клуб, магазин, дома, дорога, проводилась газификация деревни. Столетняя мечеть также восстановлена при его непосредственном участии. Сельский мулла, старейшина. Аксакал деревни ушел из жизни 4 февраля 2020 года в 93-летнем возрасте. Нет в живых и матери Рафиса Хасановича, а также двоих старших братьев.

Малая Родина

«Как человек деревенский я все могу – корову подоить, хлеб испечь, подшить валенки и провести электричество», – говорит о себе Рафис Хасанович. Он всегда с особой теплотой вспоминал родную деревню Ахметьево. По возможности старается приехать на малую родину, чтобы увидеться с родными и односельчанами. Истории и жизни трехсотлетней деревни он посвятил целую книгу, надеясь, что она внесет определенную лепту в формировании национального самосознания, гордости, уважения и любви у земляков к своему народу, малой родине. Все свои большие семейные события Рафис Шаймарданов проводил в Ахметьево. Буквально перед своим юбилеем собрал всю родню на лоне родной природы, тем самым скрепив родственные узы. Именно в красоте родного края наш герой черпает вдохновение для новых научных и творческих проектов.

– Наш брат добился таких высот только благодаря своему трудолюбию, целеустремленности и четкому планированию всех своих задач и дел. Мы гордимся им, – говорит сестренка Гульфия, педагог с 30-летним стажем, ныне сельский библиотекарь. – В январе этого года в клубе прошла конференция по книге Рафиса абыя об Ахметьево. Его исторические рассказы были импровизированы на сцене.

Его второй источник вдохновения и надежный тыл – собственная семья. Его супругу зовут Анастасия Никифоровна, она учительница. У них двое сыновей: старший Рунар – военный врач, младший Расим – нефтяник.

Школа

По словам Рафиса Шаймарданова, он благодарен своим первым учителям – учителю татарского языка и литературы Муназдахе Гумеровой и педагогу начальных классов Марии Григорьевне. Благодаря первой учительнице он полюбил математику, но не сразу выбрал учительскую стезю. В детстве мечтал стать фотографом или электриком. Учился он в восьмилетней Кадыровской школе. В 1972 году закончил Нижне-Бишевскую среднюю школу.

Реклама

«Единственный вуз поблизости – Елабужский педагогический институт, в 60 километрах от деревни. Подумал: электриком можно стать и там! Поступил на физмат. Ведь учитель физики – это и есть настоящий электрик. Потом еще 26 лет проработал в родном институте», – рассказывает Рафис Шаймарданов.

Многогранная личность

В 1974 году он поступил на физико-математический факультет Елабужского государственного педагогического института, который окончил в 1979 году по специальности «Учитель математики и физики, черчения и астрономии средней школы». После трехлетней работы в Нижне-Бишевской средней школе был приглашен ассистентом кафедры педагогики и психологии в ЕГПИ. В 1985 году поступил в аспирантуру Казанского государственного педагогического института по специальности общая педагогика, история педагогики и образования, где успешно защитил диссертационное исследование на тему «Интенсификация внеаудиторной профессиональной подготовки будущих учителей».

С 1998 года был избран членом-корреспондентом Международной академии наук – ассоциированного члена Организации Объединенных Наций. За 20 неполных лет работы в ЕГПИ прошел путь от ассистента до профессора кафедры педагогики. В ученом звании профессора утвержден Министерством образования и науки Российской Федерации в ноябре 2000 года.

В 2001 году был приглашен на работу в Сургутский государственный педагогический институт. С 2002 года является экспертом по оценке инновационной деятельности образовательных учреждений при Департаменте образования г. Сургута и Сургутского района.

Является членом диссертационного совета. Принимает активное участие в повышении педагогической культуры учителей Бардымского района Пермской области, Республики Татарстан, Сургута и Сургутского района. Читал курс лекций по татарской народной педагогике студентам Стерлитамакского государственного педагогического института, Тобольского государственного педагогического института им. Д. И. Менделеева. Является членом общественной организации «Национально-культурная автономия татар г. Сургута», главным редактором газеты «Татарлар».

Опубликовал множество научных трудов, среди них – монографии, учебники, учебные пособия, технологические программы. Руководит диссертационными исследованиями аспирантов и соискателей. За 20 лет подготовил 33 кандидата наук и одного доктора наук, и глубже всего разрабатывал тему «Педагогические технологии».

Профессор Шаймарданов собирает и возвращает народам России их наследие. По его учебникам учится весь Татарстан, его книги находятся во всех библиотеках и национальных школах Югры. Интересы его научных изысканий затрагивают области народной педагогики, педагогических технологий, интенсивных, развивающих и личностно-ориентированных технологий. Его цель на ближайшие годы – перевести монографии по этнопедагогике на шесть диалектов ханты и два диалекта манси.

Свой юбилей наш земляк отметил в кругу многочисленных родных и близких в Казани.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


Нравится
Поделиться:
Реклама
Комментарии (0)
Осталось символов: