Заинск-информ

г. Заинск

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Новости (новое)

Талгат Марданов: «Мы работали прямо под саркофагом, там, где никого быть не должно»

Ликвидатор последствий Чернобыльской аварии рассказал о том, как они боролись с невидимым врагом.

В январе 1988 года Талгат Марданов работал строителем на одном из предприятий города и был отцом двух маленьких мальчишек, когда ему пришла повестка об отправке в Чернобыль с военкомата. По словам мужчины, в то время на борьбу с невидимым врагом брали только тех, у кого было двое и больше детей.

- Я со старшим сыном находился дома, когда позвонили в дверь. Сын сказал, что пришел кто-то в форме. Мне сообщили, что я отобран к отправке на Чернобыльскую АЭС и сказали собираться. Но я никак не мог оставить сына одного, ведь жена с грудным ребенком находилась в деревне. Специально для того, чтобы я скорее привез жену с сыном домой, мне выделили вахту, - вспоминает мужчина. На следующий день, оставив жену и детей, Талгат Марданов был готов к отправке на место самой страшной техногенной катастрофы в истории человечества.

- Но сразу в Чернобыль нас не повезли. Сначала мы прибыли в Оренбургскую область, где базировались Тоцкие лагеря. Там, в течение месяца мы проходили обучение, - рассказывает Талгат Мударисович.

По приезду на украинскую землю, новобранцы сразу попали в Зону отчуждения.
- Хоть везде и говорили, что в 30-километровой Зоне отчуждения никто проживать не должен, мы жили в палаточных лагерях в том самом «Рыжем лесу», - говорит Талгат Марданов.

Командование сообщило вновь прибывшим, что те, кто получит предельно-допустимую дозу радиации, будет отправлен домой. Чтобы разлука с любимой женой и детьми не была долгой, Талгат Марданов записался добровольцем прямо на станцию. Мужчина вспоминает, что страха за свое здоровье он не ощущал, хотелось скорее вернуться в родные края. «Самой страшной вещью там была радиоактивная пыль, которую не видишь, но после нескольких заходов в лес, бушлаты, надетые на нас, показывали огромную дозу облучения. Необычным было то, что вокруг нет людей. Вроде бы есть дома, площадки, автомобили, но нет населения. Лишь одинокие, брошенные животные попадались на глаза», - рассказал Талгат Мударисович. По его словам, примерно в трех километрах от их лагеря, в опустевшей эвакуированной деревушке проживали дедушка и бабушка, которые так и остались доживать свой век в родном селе.

В самый первый раз, когда Талгат Мударисович попал в здание Чернобыльской АЭС, им поручили дезактивировать пульт управления станцией. В следующие выходы в место колоссального скопления радиоактивных частиц, мужчина с товарищами работал в турбинном отсеке.

- Работали прямо под недавно построенным саркофагом, в машинном зале, где мы сверлили стены для того, чтобы протянуть кабель для прожекторов. Там работали роботы, бульдозер и экскаватор, проводилось укрепление несущих конструкций. От прожекторов особой помощи ждать не пришлось, их освещения было недостаточно, да и техника быстро выходила из строя, поэтому нам сказали прорубить окна в стене, которые мы затем снова закладывали, - вспоминает мужчина. 

В общей сложности, за три месяца пребывания на Чернобыльской АЭС, Талгат Марданов совершил 26 выходов в станцию, обойдя вдоль и поперек. Несмотря на защитные костюмы, это негативным образом отразилось на здоровье всех, кто там работал.

- Через неделю работы у всех начинало гореть лицо, будто после ожога, и появились сильные головные боли. Печень и почки тоже начинали давать сбои в работе, потому что пропадал аппетит и начинались проблемы с пищеварением. Все мы ходили как зомбированные, - рассказывает Талгат Мударисович, - Вместе со мной начинали работать товарищи из Набережных Челнов и Башкирии, один из которых после первого захода под саркофаг полностью потерял зрение.

Сам Талгат Марданов считает, что остаться в живых и жить до сих пор ему помогла служба в армии: «С атомной энергией я познакомился еще до отправки в Чернобыль, во время прохождения военной службы, где я был старшим механиком заправочного оборудования стратегической ракеты».

Одновременно с укреплением укрытий на станции продолжались и другие работы, в которых принимали участие и наши, заинские, земляки. Кто-то помогал эвакуировать население, кто-то подвозил к станции рабочих, кто-то проводил очистку и дезактивацию загрязненных территорий, но все они выполняли общее дело – спасали планету от еще большего воздействия невидимого, но такого опасного врага.

Фото автора
 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

 Желаете всегда быть в курсе новостей Заинска? 

 

Добавить в избранное

 

 

 

Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев