Новости Заинска

г. Заинск

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Новости (новое)

Путь в карьеру из карьера

В 2019 году движение «Российские студенческие отряды» отмечает юбилей – ему исполняется 60 лет с момента основания. Многие из нынешних руководителей крупных предприятий, представителей администрации района начинали свою карьеру в данной организации. В честь юбилея движения наша газета продолжает серию публикаций с известными заинцами, которые гордятся тем, что в студенческие годы были активистами трудовых отрядов.

Гилметдин Шияпов на протяжении 38 лет работал на заводе «КАМАЗ-Автотехника», из них 4 года в должности начальника цеха нестандартного оборудования. В разные годы в его подчинении было до 80 человек. Свой первый управленческий опыт он получил в студенческих трудовых отрядах. 

Сбылась мечта
Мальчишка из небольшой деревеньки жил большой мечтой – поступить в институт и учиться очно. Он загорелся этим сразу после того, как начал учебу на заочном отделении Чистопольского сельскохозяйственного техникума. Парень видел, как проходит учебный процесс у «настоящих» студентов: как они рисуют чертежи, ходят на лекции, готовятся к занятиям, и очень хотел повторить их путь. Поступление в московское высшее техническое учебное заведение при заводе «ЗИЛ» он до сих пор считает подарком судьбы. Вернувшись из армии, работал шофером и активно участвовал в комсомольской работе: был первым на субботниках, общественных работах, концертах творческой самодеятельности. Его заметили и по линии райкома выдвинули для включения в состав учебной группы «КАМАЗа»: со всей республики набрали 30 человек для поступления в Москву на бюджетное отделение. В этом вузе студенты половину учебного процесса проводили за рабочими станками, параллельно проходя серьезную практическую подготовку. За работу и прилежную учебу им платили хорошую стипендию – так нужную в чужом городе без родительской поддержки. Чтобы летом не остаться без средств на существование, нужно было искать подработку.

Поэтому когда в феврале Гилметдин Шияпов увидел объявление о том, что открыт набор в состав студенческого автоотряда – записался в числе первых. Его решение поддержали товарищи со старших курсов, которые ездили работать со студотрядами на протяжении трех-четырех лет: «Поехали с нами! Зарплата будет хорошая, работа – интересная, мир посмотришь!» Всего в команду набирали 10 человек. Гилметдина, как опытного водителя, с хорошими рекомендациями взяли с большим удовольствием. Чтобы поехать на целину, которая начиналась в мае, нужно было заранее сдать все зачеты и экзамены: на первом курсе ему пришлось опередить своих одногруппников и досрочно закрыть сессию на «отлично» и «хорошо». 


Целиногра́д
В мае команда вуза «Целина-1972» полетела в Казахстан – в город Целиногра́д (сейчас это столица Республики Казахстан Нур-Султан). Их поселили в заброшенном деревенском доме типа «пятистенки» на окраине города за «горбатым мостом»: тесные комнатки, покосившийся забор, водоколонка – на улице. Сюда приходили только ночевать, поэтому все бытовые трудности даже не выходили на первый план. Самое главное преимущество этого дома было в том, что он располагался всего в километре ходьбы от автоколонны, где предстояло работать. 


Студентов привели на «кладбище» грузовиков и предложили выбрать любую из приглянувшихся машин «ЗИЛ-164». В течение первых двух недель «целины» нужно было поставить на ход «мертвый» автомобиль. Для ремонта из Москвы вагонами привозили все необходимые запчасти, что входило в договоренность о работе студотряда: сначала они сами чуть ли не с нуля собирали себе технику, потом весь сезон работали на собственноручно отремонтированных грузовиках.

Из груды металлолома члены стройотрядов собирали машины, за которыми потом в очередь выстраивались все водители автоколонны, принявшие технику после окончания студенческой «целины». Гилметдин вспоминает, как приходилось разбирать старые «ЗИЛ»ы почти до рамы, сколько изобретательности и инженерной выучки порой приходилось проявить, чтобы выработавший свой ресурс автомобиль снова заработал в полную мощь. В студотряде все друг другу помогали: где коробку передач поднять на нужную высоту, где тормоза прокачать, где снять рессору. В одиночку с таким объемом работы было не справиться. 


Через две недели ремонтных работ все получали путевки и разъезжались по совхозам. Гилметдина направили в Краснознаменский район в совхоз имени Ушакова, расположенный в 200 километрах от Целиногра́да. Заинца прикрепили к другому московскому студенческому отряду, который специализировался на строительстве ферм. По заданию прораба он привозил на стройку кирпичи, древесину, цемент, песок, камни. В день он проводил по 12 часов за рулем, накатывая по 600-700 километров. В его грузовике с прицепом за раз помещалось 10 тонн стройматериалов. Расстояния и дорога (без навигаторов и точных маршрутов) его не пугали: если не знаешь правильного пути, то всегда можно остановиться и спросить у людей: «Иначе язык у нас для чего?». Единственное, что смущало – за бутовым камнем приходилось ездить в карьер, располагавшийся в 180 километрах, не доезжая до Караганды, на территории колонии: проезжаешь мимо охраны и ждешь, пока заключенные наполнят кузов камнем. Если приедешь без гостинца, к примеру, пачки чая, то могли машину перегрузить так, что потом самостоятельно не выберешься. Один раз пришлось три часа ждать другого водителя, чтобы вытащил на буксире. 


За три месяца «целины» в дороге случалось всякое: однажды его подрезал дальнобойщик на фуре и, чтобы уйти от столкновения, Гилметдину пришлось съезжать в кювет, а там как раз семейная пара траву косила, чудом удалось избежать жертв. Тот водитель из машины выскочил, бросился на колени, прощения просил у всех. Простили сразу, ведь обошлось. Чтобы сам не заснул за рулем, выработал для себя правило: устал, измотан – остановись, освежись. Благо, рек и озер вдоль дороги было предостаточно: всегда можно было искупнуться и снова в путь – зарабатывать «тонно-километры». Его дорога проходила по живописным местам: «Думал, почему город назвали Целиноградом, а потом приехал в Казахстан и увидел бесконечные поля вдоль дорог: все сразу стало понятно», – вспоминает Гилметдин Шияпов. 


Бывало, жители совхоза просили помочь: однажды поздним вечером Гилметдин вез в своем грузовике в роддом беременную женщину – под крики схваток едва успел довезти до врачей в райцентр. Был случай, когда главный бухгалтер попросил отвезти его на реку искупаться. Дело было поздним вечером, дорогу размыло после дождя и образовался провал прямо посередине дороги – Гилметдин чудом успел затормозить в нескольких метрах от обрыва. До реки они все же доехали, и полная луна, отраженная в воде, показалась ему самой прекрасной за всю жизнь. После того случая у него не возникало никаких проблем с оформлением путевок: бухгалтер оформлял все документы в считанные минуты. 


Дорожная романтика, красивые виды, общение с интересными людьми – отпечатались в памяти надолго. Он до сих пор может детально описать панораму города Щучинска, в который однажды ездил за стройматериалами: это место называли «малым Кавказом» за горы, сосны, озера и особенно чистый, прозрачный воздух. С такой же точностью заинец описывает озеро Тенгиз, раскинувшееся прямо посреди степи: «В это озеро приземлился космонавт Джанибеков. Надо же было ему в такой большой степи именно в это озеро угодить!»  


За свою первую трехмесячную поездку Гилметдин получил около 1000 рублей. Самая запомнившаяся покупка – это магнитофон «Комета» с функцией аудиозаписи. На это устройство заинец записывал красивую игру на баяне соседа по общежитию. 


Студотрядовская пятилетка
После удачной первой поездки Гилметдин ездил на «целину» в Казахстан каждый год до конца учебы. На второй год его назначили комиссаром студенческого отряда, на третий – механиком, на четвертый и пятый он уже был командиром автоотряда: сам набирал людей в команду, заказывал вагон необходимых запчастей, в марте ездил в Целиноград заключать договор о трудоустройстве студентов. 


На второй год его прикрепили к стройотряду студентов МГИМО: поляки, чехи, немцы, вьетнамцы – все жили дружной командой. Было интересно наблюдать, как они себя ведут, как разговаривают. На стройке все были равны: внучка главного идеолога ЦК КПСС Михаила Суслова чистила картошку в столовой, сын министра внутренних дел Николая Щелокова чинил технику в той же автоколонне, прорабом работал сотрудник МГИМО. Последнего звали Александр Тарасов. Управленец высокого уровня с безупречными манерами – он знал, где в 5 утра застать директора совхоза, чтобы подписать все бумаги, где в чистом поле найти магазин с посудой из дефицитного чешского стекла, как мотивировать на работу любого сотрудника.  Гилметдин наблюдал и учился: как проводить переговоры, держаться с людьми. Этот опыт ему пригодился, когда сам стал командиром отряда и получил от комсомола чековую книжку на 10 000 рублей, чтобы заказать три листа перечня автозапчастей, добиться от поставщиков соблюдения всех сроков, честно и справедливо распределить зарплату среди сотрудников. Ему нравилось правило полной открытости и прозрачности, чтобы никто не остался обижен. Он всегда сравнивал себя со своими предыдущими командирами: один был жёсткий и несправедливый, другой – равнодушный и скользкий. Сам стремился не повториться в негативных качествах: оставался добрым и честным. Из поездок привозил пачки ярких впечатлений, опыта, новых знакомств, а затем и грамоты за успешную работу: под его руководством отряд занимал первые места по результатам целины.


Гилметдин Аглямович уже 13 лет на пенсии. В доме, который он построил своими руками, стоят замершие на 5:00 часы с гравировкой: «На добрую память нашему комиссару Шияпову Г. Бойцы автоотряда «Втуз-ЗИЛ». А рядом открытка из следующего важного отрезка времени: «Мудрому и справедливому шефу» внутри с десятками подписей работников завода «Автотехника».                

Фото из личного архива Гилметдина Шияпова
 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

 Желаете всегда быть в курсе новостей Заинска? 

 

Добавить в избранное

 

 

 

Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев