Заинск-информ

г. Заинск

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Новости (новое)

Парад Победы на мотоциклах

9 Мая в одной из первых колонн ретротехники проедут 6 «ветеранов» отечественного автопрома – мотоциклы марки «Иж». Самому старому из них – 62 года, при этом выглядит он так, будто вчера сошел с конвейера – бликующие свежей краской бока, начищенные до блеска спицы, «родные» детали. Все ретромотоциклы в колонне восстановил заинский механик Алмаз Рахматуллин. Ремонтировать старенькие «Ижи» для него – любимое хобби. Этому делу он посвящает все свободное время.

Трудно поверить, что в прошлом году заинец на мотоцикле «Иж Планета» 1966 года выпуска проехал через весь Урал по маршруту Уфа – Челябинск – Екатеринбург – Пермь – Ижевск, «намотав» 2500 километров. 


– Приятно, когда люди видят, что весь мотоцикл в оригинале. Чаще всего удивляются, когда видят на номере «16» регион. Спрашивают: «Вы, правда, так издалека приехали?», «Часто ремонтируешь?». А мой «Иж» вообще не ломается. Когда поехал на Урал, взял с собой 30 килограммов запчастей, которые могли выйти из строя, но ни одна из них не пригодилась, – говорит заинец. 


Начало мотопути
Впервые Алмаз сел за руль мотоцикла «Иж» в 9 лет – уговорил дедушку дать «порулить» на проселочной дороге. Была весна: дорога недавно подсохла после таяния снега, на узкой накатанной «тропинке» по пути в деревню Новый Налим – оголившиеся камни, ямы, грязь. Алмаз говорит, что ехать было страшновато, но дедушка контролировал каждое движение, это успокаивало. 


– В 90-е годы машин ни у кого не было, мотоцикл был единственным доступным средством передвижения, на нем ездили в огород и деревню, – говорит Алмаз. 
Летом, когда было лень читать заданную на каникулы художественную литературу, он шел вместе с дедушкой в гараж, брал руководство по пользованию мотоциклом и читал от корки до корки. 


– Мне было интересно, как все устроено в мотоцикле, в какую сторону вращаются шестеренки, как откручиваются детали, какие проводки куда присоединяются, – говорит Алмаз. – Ездить на мотоцикле и ремонтировать его меня научил дед: смотрел, что он делает, когда что-то не заводится, запоминал.


В 13 лет Алмаз собрал свой первый мотоцикл из металлолома: нашел на свалке раму, запчасти, детали и всю зиму провозился в гараже. 
– Мотоцикл весь «чихал», тарахтел, дребезжал, но ехал, – вспоминает он.
 В 16 лет Алмаз получил мотоциклетные права и с тех пор с апреля по октябрь каждый год передвигался на «Ижах». С 17 лет на дедушкиной «Планете» ездил на учебу в Набережные Челны. Однокурсники завидовали, просили прокатиться, Алмаз отказывал.


– Это же моя техника, как ее могу кому-то дать пользоваться? Просто неприятно свой мотоцикл кому-то давать. Вот жену свою никому не отдаю, здесь то же самое. 


Он до сих пор чувствует себя увереннее, когда едет на мотоцикле.
– Мотоцикл чувствую, а в машине как в коробке едешь. Понятно, что в авто комфортнее, музыку можно послушать, под дождь не попадешь, но это уже совсем другое удовольствие от поездки. Машина для меня – это просто транспорт на каждый день, – говорит Алмаз. 


Крутые повороты 
Именно благодаря «Ижу» Алмаз познакомился со своей супругой: друзья попросили помочь отремонтировать мотоцикл, он подъехал, а там собралась большая компания. Алмаз разобрался с проблемой в считанные минуты, после этого к нему подошел товарищ и попросил прокатить его подругу. 


– Посадил девушку за спину, проехал небольшой круг, она поблагодарила, и я поехал дальше, даже не запомнил, как она выглядела. Через несколько дней увидел на улице очень красивую девушку, и тут она сама ко мне подошла и начала разговаривать. Подумал: «Ничего себе! Она меня знает!» Я так удивился. Когда мы разговорились,  понял, что это та самая девушка, которую на мотоцикле катал. После этого начали встречаться.


За 10 лет поездок на мотоцикле у Алмаза была всего одна серьезная авария. 
– Ехал в Альметьевск оформлять мотоцикл, внезапно отказали задние тормоза. Я «положил» мотоцикл, он ударил машину, которая ехала впереди. Я не травмировался только потому, что был в полном комплекте мотоэкипировки. 


Сила звука
Сейчас Алмазу – 29 лет, за 16 лет он восстановил более 30 мотоциклов. 
– Если сейчас по улице проедет «Иж», то смогу по звуку определить, какая едет модель, – говорит он. 


Также на слух может различить оригинальные или новые детали использовались при ремонте мотоцикла. 
– Если в старый мотор поставить новый поршень, то он сядет плотно, но будет греметь так, что звука мотоцикла не услышишь, только металлический звон. Это неприятно – уши режет, даже заводить не хочется такую технику, поэтому стараешься искать запчасти с советских запасов. Дело в том, что у новых деталей сплав другой, а раньше металла не жалели. 


Мотоколлекция 
Дедушка давно перестал ездить на своей «Планете» и подарил ее внуку, радуется, что преемник так бережно относится к технике.
– Этот «Иж» никогда не стоял в гараже: сначала дед на нем ездил, потом я. Не было такого года, когда этот мотоцикл просто пылился без дела. Перед сезоном один день на него потратишь и потом полгода никаких проблем не знаешь – серьезных поломок нет – это надежный мотоцикл. 


Молодой человек говорит, что «Планета» – очень удобный мотоцикл. Пока не было автомобиля, в коляске мотоцикла он привез из Челнов три межкомнатные двери за раз. В детстве заинец мечтал о спортивном мотоцикле. Воплотить свою мечту удалось только после окончания института. Ему понадобился год работы в строительном магазине для того, чтобы накопить на мощную «Хонду». После него у Алмаза были и другие спортивные мотоциклы, он покупал и продавал их один за другим. А вот дедушкину «Планету» Алмаз держал при себе, затем решил расширять ретроколлекцию покупкой новых «экспонатов». Некоторые «Ижи» после ремонта приходилось продавать – все мотоциклы просто не умещались в гараже.


– В деревнях на «Ижи» до сих пор есть спрос, потому что к ним можно прицепить коляску и возить что угодно, к тому же запчасти недорогие.


Алмаз очень переживает, когда видит мотоциклы, стоящие под открытым небом и укрытые только слоем ржавчины и грязи. Технику жалко, как уличного котенка: больно и обидно за «Ижей», которые оставляют гнить на улице все зиму, а весной ремонтируют зубилом и молотком. После таких хозяев без слез на мотоцикл не взглянешь – остаётся только разбирать на запчасти. 


– Злюсь, когда вижу, что у кого-то есть такая прекрасная техника, а он ее не бережет. Я езжу по всей России, выискиваю, стараюсь дать вторую жизнь раритетной технике, а они так бездарно с ней обращаются, – делится он. – Мечтаю найти «Иж-350» – это очень дорогой и редкий мотоцикл. Их выпускали с 1946 по 1950 годы. Надеюсь, что в какой-нибудь деревне он найдется. Это будет просто клад. 


Борьба за аутентичность
Алмаз отмечает, что самое сложное в его хобби – найти запчасти на мотоциклы 50-60-х годов выпуска.
– Если ко мне попадает такой мотоцикл, то считаю, что нужно придать ему первозданный вид, чтобы все детали были оригинальные, родные. Нельзя подбирать современную подходящую деталь вместо заводской. Тогда совсем не то получится, мотоцикл будет уже не настоящим. Когда весь мотоцикл собран из родных деталей – он более аутентичный – как только с конвейера сошел, имеет ценность и очень красивый. Старые мотоциклы растут в цене. Каждый день на них не поездишь, это больше для души.


Музейные экспонаты с дефектами
Во время путешествия по Уралу заинец посетил два музея мототехники. Первым был один из самых больших в России Музей боевой славы Урала в Верхней Пышме под Екатеринбургом.  


– На 4 этаже музея выставлено много мотоциклов. Когда подошел к «Ижам», то немного разочаровался: такой серьезный музей, а «экспонаты» не в оригинале – в глаза бросается, что некоторые запчасти не родные, от более новых моделей. Для простого человека все хорошо выглядит, но я-то вижу подвох, и уже нет интереса к этой технике. Если в музеях стоят не аутентичные мотоциклы, то как тогда нам сохранить историю автопрома? – делится Алмаз. 


Зато приятно порадовал заинца ижевский музей завода «ИЖМАШ» – все представленные модели абсолютно оригинальные: новые, не езженные. 
– Единственный минус – мелкие детали скручены: не хватает колпачков на свечах, некоторых проводов. Может посетители забрали их себе как сувениры? – предполагает Алмаз. – Считаю, что все мелкие элементы важны – ценность каждого экспоната именно в единстве всех мелочей.


Парадная техника

В этом году в параде Победы примут участие 6 ретромотоциклов, отремонтированных Алмазом, у каждого «Ижа» своя история. 


Первый – дедушкин «Иж Планета» 1966 года выпуска, на котором Алмаз учился ездить. В прошлом году этот мотоцикл был участником парадной колонны.

Второй – «ИЖ-56» 1957 года выпуска. Его Алмаз купил в прошлом году в Бугульме. Увидел объявление на одном из сайтов продаж, где мотоцикл отдавали за смешную цену, он был не на ходу, весь ржавый, большинство деталей – под замену. 


– «Покопался» в нем один вечер, и мотоцикл завелся. Съездил на нем до мойки и увез в гараж. В январе у меня выдалось несколько свободных дней, я его полностью разобрал до винтика. Некоторые детали увез в Набережные Челны – отдал на пескоструй, потом в покраску, а спицы  отвез на гальванику, чтобы придать блеск. После этого в течение месяца его собирал. Теперь он на ходу, поедет на 9 Мая.


Третий мотоцикл – «Иж-49» 1956 года выпуска. Алмаз говорит, что он самый ценный в его коллекции. Эту модель начали выпускать с 50-го года, он больше остальных похож на мотоциклы времен Великой Отечественной войны. За этим «трофеем» пришлось ехать в Самарскую область.  


– Вместе с мотоциклом отдали детали старого образца именно на эту модель, все новые, не пользованные, из советских запасов. Это легендарный мотоцикл. На его восстановление уйдет гораздо больше времени, потому что некоторых запчастей не хватает – придется искать их по всей России: распредкоробку, генератор, систему зажигания. Мне важно его восстановить, это способ сохранить историю. Он на ходу, в этом году его тоже «выгоню» на 9 Мая. 


Четвертый парадный мотоцикл – «Иж Планета спорт» 1973 года выпуска. Этот образец  на ремонт  привез друг. Техника была в плохом состоянии – 20 лет стояла под открытым небом. Ремонт был сложным, но результат того стоил. Алмаз надеется, что друг поедет на этом мотоцикле на парад. 


Еще один «экспонат» – мотоцикл «Иж Юпитер» 1964 года выпуска, заинец привез его из Елабуги в прошлом году. Главная ценность этого экземпляра в том, что все детали на этой технике заводские, даже краска – та самая, которой его покрыли на заводе. 


– У него сейчас вид не очень хороший для того, чтобы на параде Победы на нем ехать, но мотоцикл на ходу. Надо найти время, разобрать мотор, поменять все резиновые детали, которые рассыхаются со временем. Надеюсь, успею, –  говорит заинец. 


Также в параде примет участие «Иж Планета-2» 1967 года, который Алмаз в прошлом году собрал для друга: «Мы купили мотоцикл на запчасти в деревне Верхние Шипки, и за три дня до парада Победы собрали из металлолома железного «коня».


Это был самый сложный и быстрый ремонт мотоцикла в жизни Алмаза. Особая гордость – удалось сохранить модель аутентичной, собрать из заводских запчастей. 


– На 9 Мая «выгоняют» современные модели – спортивные мотоциклы, «кроссачи», «байки», которым на параде нет места, они по стилю не вписываются. К сожалению, у меня в коллекции нет мотоциклов, которые выпускались во время Великой Отечественной войны. Но даже то, что мы выставили на парад старые мотоциклы – это уже хорошо, больше в Заинске нет такой техники. 


Алмаз верит, что у любой машины есть душа. Он говорит, что у старых моделей она как у пожилых людей, которые прожили длинную жизнь: эти мотоциклы видели как восстанавливается страна в послевоенное время, как растет наш район, как меняются дороги.


– На 9 Мая вижу много пожилых людей, для которых День Победы – это большой личный праздник. Они в войне не участвовали, но неразрывно связаны с этой датой, их судьбы переплетены с историей страны, с историей победы. Сейчас мало ветеранов Великой Отечественной войны, большинства уже нет в живых. И техники, которая прошла войну, уже тоже почти нет. Поколение меняется. Сейчас на парад выезжает техника, которая младше той, что помогала завоевать победу, но тоже старая, имеет свою историю, связанную с судьбой России. Для меня важно, что мы помним свою историю, что передаем знания следующим поколениям. 

Фото автора

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

 Желаете всегда быть в курсе новостей Заинска? 

 

Добавить в избранное

 

 

 

Оставляйте реакции

2

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Комментарии

  • аватар Без имени

    0

    0

    Если звенит то юпитер, если брякает то планета!!! Третьего не дано!!!

    • аватар Без имени

      0

      0

      Каким цветом вы красили мотоцикл Иж 56? Номер краски?