Новости Заинска

г. Заинск

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Новости (новое)

Лидия Нестягина: "Хореография выбрала меня, и я выбрала хореографию"

В преддверии юбилейного концерта, посвященного 40-летию детского образцового хореографического ансамбля «Улыбка», мы встретились с бессменным руководителем этого коллектива Лидией Нестягиной.

Из глубинки на большую сцену 


– Лидия Ивановна, нередко так получается, что родители за детей выбирают то, чем они будут заниматься: в музыкальной школе играть на скрипке или в спортивной секции – в хоккей. С Вами было так же? 
– У меня своя история. Так совпало, что хореография выбрала меня, и я выбрала хореографию. А родители поддержали мой выбор, они всегда меня поддерживали. Золотые люди. Я стала первым хореографом в семье. Мой творческий путь начинался в поселке Борисково под Казанью, где в детском саду мне доверяли исполнять главные танцевальные роли. Однако танцевального коллектива в поселке не было. Но, видимо, надо мной светила счастливая звезда – родители купили кооперативную квартиру в Казани в семи минутах ходьбы от дворца культуры имени Кирова.


– Вот же он, шанс, заняться тем делом, которое, действительно, было по душе. Только не упусти его, да и Вы не тот человек, кто пройдет мимо дворца культуры. 
– Представляете, не я позвала подругу на пробы в хореографический коллектив, а она – меня. Ее не взяли, а меня взяли. Восемь лет с нами занималась выдающийся хореограф Казани Нина Стешенко. Знаете в чем соль, когда начинала работать самостоятельно, то первые танцы ставила, ориентируясь на ее постановки. Признаюсь в бесконечной любви к этому человеку – доброму, чуткому, талантливому. После окончания десятого класса перешла в хореографический ансамбль «Идел», где руководителем был Станислав Орешин. Он для девчонок стал вторым папой, и они доверяли ему самое сокровенное. Именно у него я познала красоту народной хореографии со всеми ее дробушками и вращениями.


Делала 32 фуэте


– Вы сказали, что окончили десятый класс, а это время выбора будущей профессии, в какое учебное заведение поступили? Хотя ответ, наверное, очевиден. 
– Конечно же, в Казанский государственный институт культуры и искусств, тем более, что в год моего поступления там открыли отделение «Хореография». Все удачно совпало. Меня взяли в институт, тем более, когда за моими плечами были годы занятий танцами, и, скорее всего, комиссию покорило то, как я умела высоко прыгать и зависать в воздухе. А еще могла без остановки делать 32 фуэте и 64 вращения. С нашего курса подобное могли повторить только три человека. Училась на отлично и получала повышенную стипендию. Была комсоргом в институте и школе.  


– Помнится, Вы говорили, что начали работать еще будучи студенткой?  
– Все-то вы помните (смеется). Было такое. На четвертом курсе создала свой хореографический коллектив «Антошка». Мои девчонки блистали – призовые места среди казанских коллективов были у них. Никогда не забуду, как в 1977 году именитое жюри, состоящее из хореографов с 30-летним и 40-летним стажем работы, на обсуждении номеров конкурса подняли меня, девчонку, которой и двадцати лет-то нет, и сказали: «Первое место твое! Твой танец «Антошка» великолепен!»


Сольная карьера – не для нее 


– Казань – столица Татарстана, где Вас ждало большое будущее, но в Вашей жизни появился Заинск? 
– Я – то ли казаночка, то ли заиночка. Скорее всего, уже больше заиночка, большую часть жизни прожила в этом уютном городе. И большое будущее ждало меня именно здесь. Но и казанские дети меня никак не хотели отпускать, постоянно звали обратно: «Дорогая Лидия Ивановнычка (так интересно произносили мое отчество дети), возвращайтесь к нам. Мы по Вам скучаем». Писали письма, отправляли открытки. До сих пор их бережно храню – это моя память. Заманил нас в Заинск друг моего супруга Владимира. Мол, тут в ДК «Октябрь» нужен хореограф. Нам в этом городе пообещали квартиру и дали.


– И сразу в «бой»!
– Сразу же. Только приехала, собрала ансамбль «Улыбка» и уже на ноябрьские праздники подготовила два танцевальных номера. Бок о бок работала с известным в Заинске хореографом Ольгой Сазоновой, с замечательными аккомпаниаторами Леонидом Горячевым, Анатолием Новиковым, Ольгой Федюниной, Мариной Гориной, Альфией Валиуллиной. А потом из года в год следовал один городской концерт за другим, участвовали в многочисленных конкурсах и фестивалях. 


– Не могу не спросить: «Почему Вы выбрали именно преподавательскую деятельность, а не строили сольную карьеру или карьеру в известном коллективе?»
– Вы видели мой рост. Этим все сказано. С моим ростом – метр с кепкой – меня бы не взяли в балет или ансамбль. «Подождите, но ведь Вы были солистом в ансамбле «Идел», – перебиваю Лидию Ивановну. Действительно, была. Однако заниматься с детьми мне нравилось больше, чем строить сольную карьеру. 


Юноши-матрешки     


– Ведь не прогадали? 
– Нет, ни в коем случае. С моими многочисленными детьми из сорока выпусков ансамбля «Улыбки» мы создали танцевальные шедевры, которые становились победителями престижных республиканских, всероссийских, международных фестивалей. Побеждали как с девчачьими коллективами, так и с мальчишескими, также со смешанными. Каждый выпуск обожаю, но (и никто пусть не обижается) хотелось бы вспомнить 1999 год, когда ко мне в класс пришли 30 пацанов, чтобы заниматься танцами. Объективно, такой интерес был вызван, прежде всего, тем, что в те времена было мало спортивных или иных секций. 


– 30 пацанов – это же удивительно. Скорее всего, юноши покорили не только местного зрителя, но и перед их обаянием рухнули бастионы других городов? 
 – Рухнули, еще как рухнули! Первый танец, исполненный мальчишками, покорил зрителя. Они исполнили танец «Матрешки». Представляете, когда на сцену из-за кулис выкатываются маленькие и большие матрешки. Да еще какие – современные: в кроссовках, шортиках и в платье, а на голове платочки. И все это исполнено качественно и с юмором. С ребятами завоевано много побед – трижды побеждали на международном фестивале в Иваново. Известный хореограф Фаина Хачатурян тогда сказала: «Ваш номер называется «Горный ручеек». Вот вы также красиво танцуете, как он журчит. И с вас нужно брать пример».  


Парижский сон 


– Вы ведь не только Казань и Россию покорили, но Болгарию, Тунис, Париж…  
– Много международных побед было, есть и будет. Пока силы и желание есть, будем ездить и покорять наших заграничных соседей. Первая поездка у нас случилась в Болгарию в 1995 году – на фестиваль. В 2002 году выезжали в Тунис, где стали обладателями гран-при конкурса. Были удостоены приема у мэра. С моими детьми объездили всю Европу, дважды побывали в Парижском Диснейленде. Вообще с Парижем лично у меня – отдельная история. За несколько лет до поездки в эту страну мне приснился сон, что мы с детьми гуляем под Эйфелевой башней. Сон оказался вещим. В этих поездках на мастер-классах стараюсь постоянно учиться новым танцевальным стилям у заграничных хореографов.  


– Лидия Ивановна, не первый год наблюдаю за Вашей работой, за Вашими танцевальными постановками. У Вас есть свой почерк, своя философия, свое видение. 
– У меня даже есть свой негласный девиз «Нарисовалась – не сотрешь». Он закрепился за мной на фестивале татарского танца в Нижнекамске. А экспромтом девиз был придуман одним из членов жюри профессором Владимиром Горшковым. «В твоем номере есть почерк хореографа, а другие, как под копирку, похожи друг на друга», – сказал он. В хореографической постановке должна быть история, которая удержит внимание зрителя на сцене, а не в телефоне. Танцор должен быть эмоциональным и качественно выполнять хореографию.           


– Как управляетесь с таким количеством детей? Кто Ваша правая рука? 
– Моя правая рука – это родители воспитанников. Они – главные помощники. Самые активные среди них – Елена Пестова, Венера Александрова, Лена Комарских, Татьяна Козенкова, Эдуард (всегда помогает с поиском спонсоров) и Оксана Хасаншины, Иван и Юлия Петровы, Ленар и Елена Салимгараевы, Елена Шайхулова, Людмила Миронова (делает торт к юбилею), Светлана Шабаева, Лилия Нуруллина.  Всегда рядом и коллега Марина Петленко. Не раз нашему коллективу помогали главы – Хамадеев, Фардиев, Воропаева, Каримов, представители предприятий – Будилкин, Зимин, Мишин, Липовских, руководство ДК – супруги Александр и Людмила Илларионовы, Светлана Ревина, Айгуль Искандарова.


Про самое главное  


– Вы не раз шутили: «Между занятиями у Вас появились на свет трое детей»…
– Так и есть. ДК «Октябрь», сегодня «Энергетик», всегда был и есть для семьи Нестягиных вторым домом. Супруг Владимир мне постоянно помогал, здесь выросли мои два сына и дочь. На второй день после родов выходила на работу – честно. Пока шли занятия, сыновья лежали в коляске рядом, а старшие воспитанники – и мальчишки, и девчонки – могли и пеленки поменять, и убаюкать. Когда дети научились ползать, то в танцевальном зале расстилала одеяло, бросала на него игрушки, и мои карапузы мирно играли, пока шли репетиции. Дочку же воспитали сыновья: один был ответственен за каши, другой – за пеленки. Потом они дочку и племянницу водили в детский сад и школу, понимали, что родители на работе.  


– Помните, как семья Нестягиных заявила о себе на всю Россию? 
– А как же! Такое разве забудешь! На муниципальном, республиканском, всероссийском конкурсе «Семья России» мы были признаны лучшими. Самая танцующая семья всех покорила танцевальным номером «Экскурсия в музей». Больше всего запомнилось выступление в Казани перед Минтимером Шаймиевым, тогда на сцене мамиными ногами танцевал месячный внучок Егорушка. Зал думал, что в корзинке кукла, а там маленький артист. Тогда зрители аплодировали стоя. 

Фото из личного архива Лидии Нестягиной
 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

 Желаете всегда быть в курсе новостей Заинска? 

 

Добавить в избранное

 

 

 

Оставляйте реакции

2

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев