Новости Заинска

г. Заинск

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Новости (новое)

Караул - это вторая семья

27 декабря в стране отметили День спасателя. Наш корреспондент выяснил, зачем люди выбирают эту рискованную профессию, кому пожарные доверяют охранять семьи в свое отсутствие, и почему по утрам спасатели не чистят сапоги. 

Алмазу Гафурову – 31 год. Почти половина его жизни – 14 лет - тесно связаны с благородной профессией спасателя. На протяжении 5 лет он учился этой важной науке в институте, затем пришел на работу в пожарную часть № 88, чтобы  работать начальником караула. Дело своей жизни он выбрал случайно. Его друг задался целью поступить  в Екатеринбург – в Уральский институт государственной противопожарной службы МЧС России. Алмаз тоже решил попробовать свои силы и поехал вместе с ним – за компанию.  Попытался и получилось, прошел по баллам. 


– Подумал: пожарный – интересная профессия. Почему бы и не попробовать? – говорит он. 
О принятом решении не пожалел ни разу. 


– Это в гражданских вузах бывает такое, что ты доучился и потом не идешь работать по своему профилю. Не понимаю, зачем продолжать тогда учебу, если знаешь, что это не твое? –  говорит он. – У нас так не бывает.  


После успешного окончания учебы ему дали месяц отпуска. Затем в Казани в главном управлении МЧС было распределение: Алмаза отправили работать в родной для него Заинск. 


Жизнь на две семьи
Как вы за глаза называете своего начальника? А если он младше вас, имеет меньший опыт работы, но старше по должности? Все пожарные в карауле, с которыми удалось поговорить неформально (и «старики», проработавшие в части десятки лет, и молодые, едва устроившиеся на службу), между собой называют Алмаза исключительно «Равилич» (по производной форме от его отчества Равилевич. В беседе то и дело всплывает: «Ой, это вам лучше у Равилича спросить, он лучше знает»). 


Его знаниям, опыту, пониманию дела доверяют безоговорочно.  К нему идут решать любые вопросы и знают, что он всегда будет на стороне подчиненных и будет добиваться справедливого решения. При этом  всегда прислушается к мнению товарищей: убежден, что по некоторым вопросам у них может оказаться больше житейского опыта. 


– У нас в части свои устои, традиции. Конечно, при общении с коллегами чувствуется разница в возрасте, но в нашем деле  важнее опыт и знания, – говорит он. –  Чтобы давать указания подчиненному, нужно иметь опыт в выполнении этой работы. Потому что в книжках одно написано, а на пожаре все по-другому, и это всегда нужно иметь ввиду. 


Пока караул находится в расположении, Алмаз Гафуров вместе со всеми играет в волейбол (в карауле он считается неплохим игроком), смеется над общими шутками и над собой (здесь принято по-доброму подшучивать друг над другом). Также проводит обучающие занятия: читает лекции, принимает нормативы, дает домашние задания, проводит тренировки на пожарной башне. Он убежден, для того, чтобы на выездах все проходило четко – нужны постоянная тренировка и повторение знаний. Но главное – это доверие друг другу. 


– Караул – это вторая семья. Мы здесь проводим целый месяц в квартал: живем, спим, едим. Как и в любой семье бывает по-разному: и весело, и грустно. Как у человека дома дела, какие у него отношения в семье – все на виду. Заметил, что со временем люди в карауле в «одну сторону» начинают смотреть на многие вещи. К примеру, если большая часть коллектива занимается спортом и не курит, то и остальные подтягиваются. Мне здесь нравится,  – признается он. 


*       *       *
– Алмаз, почему Вам хочется помогать людям?
– Потому что могу.  


«Может» – на его языке значит, что он понимает, что и как делать в экстренной ситуации в теории и безупречно умеет на практике. Может сделать это эффективно,  потому что точно знает, что работает с профессионалами – на 100% доверяет своим товарищам, его слышат и понимают с полуслова. «Может», потому что полученные в институте знания он проверил и закрепил опытом на сотнях выездов, углубил на десятках курсов повышения квалификации и отработал до автоматизма. 


Суеверия
У пожарных много суеверий: чтобы смена прошла спокойно, утром перед сменой спасатели не чистят сапоги, не протирают «мигалку» на машине, а сдавая смену желают своим коллегам «сухих рукавов». Алмаз говорит, что он не суеверный человек, но сапоги всегда чистит с вечера.


– Жизнь – такая штука: если что-то будет, то будет. Каждому дается та ноша, которую он может потянуть, а все остальное – это случайные события, притянутые за уши, – говорит он.


Он перечисляет самые резонансные пожары и ДТП, случившиеся в Заинском районе: все они произошли летом. 


– И что теперь после таких событий лето – это плохая примета? И теперь что: летом не жить что ли совсем? – улыбается он.  


Сложные пожары
Сразу после звонка сирены у пожарных есть 45 секунд на то, чтобы экипироваться и сесть в машину. Вплоть до приезда на точку ЧП – они могут только ждать.

Алмазу как начальнику караула за это время нужно не только успеть надеть 30 килограммовый комплект одежды и оборудования, но и уточнить все детали выезда у диспетчера, вместе с водителем выбрать кратчайшую дорогу к точке пожара и ближайшим водоисточникам. За время поездки он должен постараться предварительно распределить обязанности между членами команды, а по приезду связаться с диспетчером, доложить об обстановке на месте происшествия, оценить масштабы ЧП, при необходимости запросить помощь, дать каждому пожарному четкие и понятные указания, контролировать весь рабочий процесс, а еще сделать пару снимков для отчета. Внутри как будто должна  работать встроенная видеокамера, фиксирующая каждый отрезок события: ведь все действия караула потом нужно будет изложить в многочисленной документации, которой сопровождается почти любая руководящая работа. При этом нужно находиться всегда в самом центре ситуации, чтобы оперативно реагировать на стремительно меняющиеся условия. 


– Каждый пожар индивидуален, в каждом есть сложность. К каждому - невозможно подготовиться, везде условия разные. К примеру, два дома: в одном есть погреб, в другом – нет. И тактика работы уже меняется. После выезда – анализ: по любому пожару ведешь разбор, обдумываешь, где сделал хорошо, где можно было поступить иначе, где просто повезло. В карауле мы вместе садимся и обсуждаем каждый пожар, я даю оценку: «Ты правильно сделал, а тебе вот тут можно было лучше поступить». К примеру, машину поближе поставить, или с другого участка тушение начать. Также  спрашиваю у других караулов, какие у них были выезды, их работу тоже обсуждаем. Анализируем все, даже мельчайшие ошибки, чтобы их не повторить. 


Алмаз всегда уверен в правильности принятых решений. «Если ты в чем-то сомневаешься – значит, нужно подтянуть знания, посоветоваться с товарищами, у которых опыта больше», – говорит он. 


Любой пожар оставляет черные следы сажи. Не только на одежде, но и глубоко под ней, внутри. Чтобы остаться в профессии, не сгореть на работе нужен особый склад характера и умение отделять себя от трагических событий.  


– Не вижу смысла накручивать все на себя. От этого ничего не поменяется, – говорит Алмаз. – Если будешь сидеть, переживать перед каждой сменой и после нее – смысл тогда работать? 


Сторонняя помощь
Иногда на помощь спасателям приходят местные жители. Чаще всего это погорельцы, которые заинтересованы в том, чтобы пламя потухло как можно скорее. Есть деревни, в которых люди живут сплоченно и дружно. Если у соседа горит дом – стремятся помочь. К примеру, в нужный момент поправят зацепившийся рукав, помогут его подтащить, достанут воды из дома, дадут напиться. Но такое бывает нечасто.   


– Вот был случай: мы тушили траву рядом с селом Чубуклы, на полянке у леса. Приехал мужик на «окушке». Он сильно нам помог. Мы сбили пламя, а он самодельным веником тушил угольки, чтобы дальше оно не разгоралось. Потом узнали, что это был лесничий.  Мой промах – я не узнал, как зовут этого человека, – рассказывает Алмаз. 


– Вас возмущает, когда зеваки начинают учить как тушить пожар? 
– Они правы. Если так считают – это их право так думать и так говорить. Я отвечаю им: «Хорошо, я буду тушить правильно». 
Алмаз Гафуров уверен, что все замечания нужно пропускать мимо ушей – всем не объяснишь про специфику работы, а попусту тратить нервы и время он не привык. 


Первая семья
Жена, 3-летний сын давно привыкли, что два раза в неделю папа не ночует дома и отвечает за пожарную безопасность всего города.  В эти дни дома их охраняет дымодатчик: если что-то задымится – он громким писком предупредит близких о возгорании. Алмаз говорит, что благодаря установленным  пожарным извещателям он уходит на смену со спокойным сердцем.


В выходные он любит гулять в парке с семьей, ходить в кино, ездить на прогулки в соседние города, летом бегает на стадионе, чтобы поддерживать себя в хорошей физической форме: «Чтобы тушить пожары, нужна хорошая «дыхалка». 


На работу как на праздник
– В нашей работе дней недели нет: выходные, праздники для нас не имеют значения – мы всегда работаем сутки через трое. Каждый раз, когда приходишь на работу, должен быть готов ко всему. Ты пришел на смену, ты принял город, сутки за него отвечаешь, – говорит он.    


Новогоднюю ночь Алмаз Гафуров скорее всего встретит на работе вместе со своей второй семьей – командой, в которой он уверен так же как в себе и собственных решениях. Без суеверий, без шампанского и,  надеемся, без происшествий. 

Фото автора

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

 Желаете всегда быть в курсе новостей Заинска? 

 

Добавить в избранное

 

 

 

Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

2
X