Этномузыковед Геннадий Макаров: "Этническое самосознание появилось у меня в селениях Федоровка и Малый Багряж Заинского района"
Не так давно ученый-фольклорист Геннадий Макаров отметил 70-летний юбилей, гостями праздника стали и заинцы.
Заслуженному деятелю искусств Республики Татарстан, кандидату искусствоведения, доценту кафедры татарской музыки и этномузыковедения Казанской государственной консерватории, члену Союза композиторов России исполнилось 70 лет.
Юбилейный вечер Геннадия Макарова "Звени, кряшенская песня" состоялся в Доме дружбы народов города Казани. Мероприятие прошло в невероятно теплой атмосфере, участие в нем приняли и заинцы, ведь судьба юбиляра неразрывно связана с заинской землей.
- Я появился на свет в городе Альметьевске. Но знакомство с миром я начал в селениях Федоровка и Малый Багряж Заинского района. Здесь у меня появилось этническое самосознание, здесь я впитал в себя основы народных традиций, - вспоминает Геннадий Макаров.
Его мать Анна родом из села Федоровка. В военные годы она работала на почте. Жизнь в деревне произвела огромное влияние на будущее юного Геннадия.
- Соблюдение традиций и обрядов, встречи с родственниками, посещение могил предков – все это я до сих пор помню. Был в селе гармонист по имени Ульян, его гармоничный голос становился украшением любого праздника, - предается воспоминаниям ученый.
В юности Геннадию Макарову приснился сон: якобы из глубокого погреба он выносит на свет незнакомые ему инструменты. Можно сказать, что сон стал вещим, ведь он проделал большую работу по возрождению забытых народных песен и традиционных музыкальных инструментов, таких как: думбра, гусли, смычковый кубыз и другие. Кроме этого, он и сам является мастером-изготовителем традиционных инструментов и прекрасно играет на них.
- На стене в доме бабушки в Федоровке висела округлая думбра с двумя струнами, натянутыми из суровых нитей. Мой прадед играл на этом инструменте. Поинтересовавшись, я выяснил, что во всех кряшенских деревнях до 40 – х годов XX века играли на этом музыкальном инструменте, причем изготавливали его сами. Прабабушка рассказывала, что в 1917 году в селе Верхний Багряж была широко распространена игра на думбре. Она говорила, что инструмент был похож на грушу, вырезанную из целого куска дерева, - рассказал этномузыковед.
Полную версию статьи читайте в свежем номере газеты "Новый Зай" №14 (9348) от 15.04.2022
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Нет комментариев