Новости Заинска

г. Заинск

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Новости (новое)

Эрнст Сафаргалиев рассказал о борьбе с коррупцией во время ЕГЭ в Заинском районе

Начальник управления образования рассказал в интервью «Заинск-информу», какие меры принимаются в Заинском районе для предупреждение коррупционных рисков при проведении государственной итоговой аттестации в школе

Сафаргалиев Эрнст Раисович – кандидат педагогических наук, доцент, начальник МКУ «Управление образования Исполнительного комитета Заинского муниципального района».

– Эрнст Раисович, в чем заключается социальная опасность коррупции в образовании? 

– Коррупция — это злоупотребление служебными полномочиями, дача и получение взятки, незаконное использование должностного положения в целях получения выгоды либо незаконное предоставление выгоды другому лицу. Коррупция в сфере образования – многогранная и комплексная проблема. В сферу образования в той или иной мере вовлечено подавляющее большинство граждан Российской Федерации, поэтому проблемы сферы образования имеют общественный резонанс. Особая опасность коррупции в системе образования заключается в том, что коррупция не только снижает качество самого образования, но и формирует у подрастающего поколения отношение к коррупции как к нормальному явлению. Поэтому воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явления, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового социального государства, – одна из важных задач образовательных организаций.

– С момента начала реализации системы единого государственного экзамена прошло много лет, в течение которых происходило постоянное «совершенствование ЕГЭ». На Ваш взгляд, в правильном ли направлении видоизменяется система ЕГЭ? 

– Предупреждение коррупции во всех сферах жизни российского общества стало одним из ключевых направлений государственной политики Российской Федерации. Одной из причин введения единого государственного экзамена была необходимость снизить уровень коррупции при поступлении в ВУЗы. ЕГЭ, несомненно, способствовал снижению коррупционного фона. Не случайно система ЕГЭ на государственном уровне претерпевает постоянные доработки и совершенствуется. 

– Каковы основные направления противодействия коррупции в сфере образования при проведении государственной итоговой аттестации в школе?

– В сложившейся ситуации особое значение приобретает оценка коррупционных рисков в порядках проведения государственной итоговой аттестации (далее – ГИА) в школе. В настоящее время продолжается внедрение и совершенствование системы ГИА в школах, проводимой в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ). Непрерывное совершенствование процедуры проведения ЕГЭ дают положительные результаты. В прошлые годы экзаменационные материалы доставлялись в школы в запечатанных конвертах, сейчас уже контрольно-измерительные материалы (КИМы) распечатываются непосредственно в аудитории пункта проведения экзамена (ППЭ). Теперь в аудитории установлен принтер, и организаторы вместе с членом государственной экзаменационной комиссии с помощью цифровой подписи и защищенного соединения с зашифрованной флешки распечатывают экзаменационные материалы, то есть сами задания и бланки, на которых ребята будут их выполнять. Если раньше работы, выполненные учащимися, собирали и отвозили в Региональный центр обработки информации силами специалистов Управления специальной связи, то сейчас эти же материалы непосредственно по окончании экзамена сканируются и по установленному защищенному каналу связи оказываются в течение нескольких минут в РЦОИ, то есть на сервере, который интегрирован с Федеральной информационной системой. Все бланки практически мгновенно после окончания экзамена поступают в единую сеть. Правовые основы проведения ГИА в форме ЕГЭ в школах закреплены в ст. 59 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и детализированы в приказе Минпросвещения РФ о Порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования. 

Снижению коррупционных рисков, безусловно, способствует и то, что пунктом 11 статьи 59 Закона об образовании КИМ отнесены к информации ограниченного доступа: разглашение такой информации лицом, получившим доступ к ней в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, влечет административную ответственность (ст. 13.14. КоАП РФ). Еще на подготовительном этапе осуществляется разделение функций по подготовке, проведению и проверке результатов ЕГЭ между разными комиссиями, что позволяет создать дополнительные препятствия для коррупционных злоупотреблений, обеспечить взаимный контроль членами комиссий – представителями различных органов и организаций, а значит, снизить риски возникновения коррупционных правонарушений. 

В этих же целях в день проведения экзамена в ППЭ участникам экзамена запрещается иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации. Организаторам (которыми выступают педагогические работники) также запрещено иметь при себе средства связи. В свою очередь, организаторам и ряду иных лиц, находящихся в ППЭ, запрещено оказывать содействие участникам экзамена, в том числе передавать им средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации. Кроме того, участникам экзамена, организаторам и иным лицам запрещено выносить из аудиторий и ППЭ экзаменационные материалы на бумажном или электронном носителях, фотографировать экзаменационные материалы. Представленная система запретов позволяет предупредить не только проникновение недопустимой информации в ППЭ (незаконных просьб о содействии, передачи заданий/ответов, консультирования и пр.), но и позволяет контролировать передвижение такой информации непосредственно в ППЭ. Для выявления фактов нарушения порядка проведения ЕГЭ все ППЭ оборудуются стационарными и (или) переносными металлоискателями, а по решению ГЭК ППЭ может быть оборудован также и системами подавления подвижной связи. Кроме того, аудитории и помещение для руководителя ППЭ оборудуются средствами видеонаблюдения. Отсутствие средств видеонаблюдения, неисправное состояние или отключение указанных средств во время проведения экзамена, равно как и отсутствие видеозаписи экзамена, является основанием для остановки экзамена в ППЭ или отдельных аудиториях ППЭ. Срок хранения таких записей составляет не менее трех лет со дня принятия соответствующего решения. При проведении испытания в устной форме устные ответы участника ГВЭ записываются на аудионосители или записываются на аудионосители с одновременным протоколированием. 

В соответствии с Порядком проведения ЕГЭ экзаменационные работы проходят два вида проверки: проверку двумя экспертами (первая и вторая проверки), а также в определенных случаях межрегиональную перекрестную проверку, проверку третьим экспертом (третья проверка). В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, каждый из которых проверяет работу независимо друг от друга, назначается третья проверка. Эксперту, осуществляющему эту проверку, предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу. В целях исключения коррупциогенности при распределении экзаменационных работ ЕГЭ между экспертами, расчете баллов по каждому заданию экзаменационной работы ЕГЭ с развернутым ответом, при определении необходимости третьей проверки эти процедуры осуществляются автоматизированно, с использованием специализированных аппаратно-программных средств. При этом экспертам запрещается иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, копировать и выносить из определенных помещений экзаменационные работы, критерии оценивания, протоколы проверки экзаменационных работ, а также разглашать посторонним лицам информацию, содержащуюся в указанных материалах. Процедуры автоматизированного распределения работ между экспертами, «двойной» проверки результатов ЕГЭ (в некоторых случаях и многоуровневой) обеспечивают исключение необоснованного личного усмотрения эксперта (экзаменатора) и, следовательно, предупреждает риски возникновения коррупционных правонарушений. 

На этапе обжалования результатов обучающимся и выпускникам прошлых лет предоставлена возможность подать в конфликтную комиссию письменную апелляцию о нарушении установленного порядка проведения ГИА по учебному предмету и (или) о несогласии с выставленными баллами. Во избежание конфликта интересов при рассмотрении апелляции проверка изложенных в ней фактов не проводится лицами, принимавшими участие в организации и (или) проведении соответствующего экзамена либо ранее проверявшими экзаменационную работу обучающегося, выпускника прошлых лет, подавшего апелляцию. 

Одним из дополнительных способов предупреждения коррупционных рисков при проведении ЕГЭ стало введение института общественных наблюдателей. Гражданам, аккредитованным в качестве общественных наблюдателей, предоставляется право присутствовать при проведении государственной итоговой аттестации и направлять информацию о нарушениях, выявленных при ее проведении, в органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования.

Таким образом, процедура проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в форме ЕГЭ представляет собой правовой механизм, обеспечивающий четкую регламентацию поведения участников, фиксацию процедуры проведения и определения результатов ЕГЭ, а также взаимодействия представителей различных органов, организаций и общественных наблюдателей, осуществляющих взаимный контроль и наблюдение. Этот правовой механизм существенно минимизирует коррупционные риски при проведении ГИА в форме ЕГЭ. 
 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

 Желаете всегда быть в курсе новостей Заинска? 

 

Добавить в избранное

 

 

 

Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев