Заинск-информ

г. Заинск

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Новости (новое)

Дитя войны Анна Фролова рассказала про военные и послевоенные годы

...

Я родилась в поселке Водохранный (он находился между Тюгеевкой и Нератовкой) Заинского района в марте 1941 года. В июне того же года грянула война. Папа работал секретарем сельского совета в Алексеевке, оттуда и ушел защищать Родину. Писем было мало, сохранилось только одно, где он спросил: «Как растет моя бесценная Нюрочка?». В сентябре 1942 года пришло извещение о пропаже без вести.

Мы с мамой надеялись, ждали его возвращения. А в День Победы в 1945 году я залезла на печку и очень сильно плакала. На улице кто-то рыдал, кто-то радовался, играла гармонь. Люди повесили флаги (у кого какая красная тряпка была), а мама повесила мой красный сарафанчик. Вот мне и было обидно, что папа не увидит. Теперь знаю, что отец был ранен, попал в госпиталь города Котовск Тамбовской области в июле 1942 года, а умер в плену в немецком концлагаре Шталаг-355 в сентябре того же года. Где покоятся его останки неизвестно.

В 1947 году мама вышла замуж (по благословению моего деда) и переехали мы в Кармалку. Здесь был детский дом, где воспитывались дети, эвакуированные из Ленинграда. Они, в отличие от нас, из глубинки, ходили в сандаликах, панамках, трусиках. Здание детского дома находилось там, где сейчас питомник, напротив была кухня, рядом – дом, где жили руководители и воспитатели. По берегу речки жили сотрудники скотного двора. Он находился подальше от жилых домов, на берегу. Там были рабочие лошади, дойные коровы, свиньи. В 1948 году детей увезли, деревянное здание разобрали. Привезли в Коммуну (сейчас Поручиково), поставили школу. Память осталась о детях – гряда березок, посаженная ими. Гуляли они на журавлиной поляне. В пруду мочили кору молодых липок, «драли» мочало, из которого ткали кули и тюки, мочала для мытья полов и мочалки для бани. На берегу пруда была огромная яма, туда возили дрова. Забивали ее доверху и жгли зимой, день и ночь горело, дымило, так получался уголь, которым отапливали в Заинске учреждения администрации, больницу.

Из коры березы гнали деготь, запах от которого стоял на всю округу. Дегтем пользовался весь район, приезжали из деревни с деревянными бочками, им смазывали оси для колес. Там, где был заливчик у пруда, стоял парник-домик, где распаривали полозья (для саней, кошовок, дровней), обода для колес (телег, тарантасов, детских колясок), вязки для соединения полозьев и копылы.

Ступицы для колес точили разных размеров и вращали буравами. Делали все вручную. Там, где сейчас жилые дома, сеяли рожь, овес, просо. Жили очень дружно. Летом кушали за одним столом, на улице. Обмолачивали зерно прямо на дороге, чисто подметали, скот не пускали на это место, пока не завершат работу.

Заинскую школу я окончила в 1959 году, и до сих пор живу в Заинске. Как я тебя люблю, Заинск! Что сейчас радует – на Кармалке живут такие же добрые, внимательные, отзывчивые люди. Живи, Заинск, и радуй добрыми людьми и делами!

Фото из личного архива Анны Фроловой

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

 Желаете всегда быть в курсе новостей Заинска? 

 

Добавить в избранное

 

 

 

Оставляйте реакции

1

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев